Тамара Соколова
О нравственной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Не делай ничего постыдного ни в присутствии других, ни в тайне. Первым твоим законом должно быть уважение к себе самому.
Пифагор.
О нравственной культуре
Что же такое нравственная культура? Говоря о нравственности, некоторые обращают внимание преимущественно на внешнюю сторону поведения – такт, этикет, манеру держаться, а другие подчеркивают значение внутренних нравственных убеждений и чувств : совести, долга, ответственности. А культура личности внешняя и внутренняя должны быть едины. Ведь с одной стороны, внешняя выразительность приобретает нравственную ценность лишь на основе определенной философии, мировоззрения, которыми человек руководствуется; с другой стороны, даже самая гуманная философия получает жизненную значимость через конкретные поступки, внешнее выражение.
Публикация «О нравственной культуре» размещена в разделах
Нравственная культура в значительной степени определяет смысл и результативность общения, которое может быть и «величайшей роскошью», и источником душевных мучений. Владея нравственной культурой, мы легко включаемся в общение, какой бы характер оно ни приобрело: деловой, дружеский, общественно – политический. В наше время, когда труд, умственная деятельность, общественная жизнь в целом развиваются очень быстрыми темпами, общении во многих отношениях становится более сложным, требует большей психологической выносливости, гибкости, умения правильно расходовать свои душевные ресурсы. Чтобы сохранить хороший жизненный тонус, работоспособность и свежесть чувств в условиях интенсификации всех форм деятельности, нужна высокая нравственная культура.
Формирование современной нравственности проходит в сложных условиях: общее возрастание социальной мобильности, расширение сфер общения, свободы выбора друзей, работы, форм проведения досуга,рост материального благополучия нередко обгоняет духовное развитие. Вещи, деньги, карьера вытесняют из человеческих отношений доброту и духовность. Это один из факторов объективных причин трудности общения и недостатки нравственной культуры. Но во многом виноваты мы сами. Поглощенные напряженным трудовым ритмом, будничной суетой, мы мало внимания обращаем на духовную, нравственную сторону общения. Быть человеком общительным далеко не просто. Если выполнять общепринятые нормы вежливости сравнительно легко, то достичь с другим человеком душевного контакта, взаимопонимания удается не каждому. Человеческое общение никогда не было лишено драматизма. И чем культурнее становятся люди, тем больше индивидуализируется общение. А значит, усиливается «игра» характеров, темпераметров, самолюбий. Общение не только требует культуры, но и своего рода «искусства», которое никому даром не дается. Каждый должен научиться анализировать свое поведение, оценивать свои промахи и ошибки, развивать в себе коммуникативные качества, которых недостает. Нужно уметь приспосабливаться к уровню тех, с которыми разговариваешь, уметь свободно и интересно рассказывать, уметь слушать, уметь задавать вопросы, сохранять психологическую дистанцию в тех случаях, когда это необходимо, избегать ненужных конфликтов, без обид для другого прекратить затянувшийся разговор.
Нравственная культура – важное условие нашего общественного и душевного благополучия, удовлетворенности жизни. Отсутствие такта, теплоты, внимание к другому – причины многих жизненных неудач, неприятия нас другими людьми. Если мы не хотим оставаться в одиночестве, видеть, как наши дружеские связи, едва возникнув, сами собой угасают, мы должны подумать, о том, что в нашей манере вести себя может отталкивать, раздражать, утомлять другого человека.
Нравственная культура отличается сложным строением. В число ее компонентов входят нравственные нормы и убеждения, нравственные цели и ценности, идеалы, нравственные чувства, этикет, т. е., система условных правил вежливости.
В систему нравственной культуры входят основные «истины морали».
Делай добро. Делание добра не есть подвиг, не есть обязанность. Потребность совершать добрые поступки столь же органична для развитого, культурного человека, как потребность есть и пить. Если люди не будут делать добро друг другу, общество не сможет существовать.
Не делай зла. Зло подрывает веру в человеке, уменьшает доверие, разъединяет людей. Если неумышленно, по неведению, в гневе, мы причинили кому-нибудь зло, мы должны исправить положение, возместить зло добром. Даже если изменить ничего нельзя, искреннее раскаяние и готовность помочь всегда уместен. Если нет признания своих ошибок самокритичности, то невозможно движение вперед, а возможно лишь движение назад.
Будь верным. Любовь, надежда и вера – это нравственные ценности, которые нелегко создать и вырастить, но которые легко разрушить. Нельзя вернуть любовь, трудно вернуть надежду, почти невозможно восстановить утраченное доверие. Верность – это цемент, скрепляющий человеческие отношения.
Будь справедливым. Быть справедливым – значит не только не руководствоваться субъективными пристрастиями, соображениями выгоды, престижа, безопасности, - это означает быть мудрым, уметь взвешивать все «за» и «против»,уметь выбрать наименьшее из зол, учесть, по возможности, интересы всех.
Самосовершенствуйся. Ни один человек не бывает вполне совершенным. Время и течение лет развивают одни способности и ослабляют другие. Пренебрегая своим развитием, мирясь с деградацией ума, памяти, мы оказываемся менее компетентными, менее ценными для общества людьми. Тем самым мы как бы перекладываем все сколько – ни будь трудные и ответственные дела на других. Каждый имеет право искать свой путь в жизни, развивать присущие именно ему склонности и задатки.
Этикет. Включает в себя сумму правил поведения, позволяющих просто, естественно, красиво вести себя в относительно типичных, часто повторяющихся ситуациях: при встрече и прощании, в разговоре со старшими и младшим, будучи гостем в чужом доме или принимая гостей. Именно этикет позволяет сделать общение малознакомых людей свободными и непринужденным. Недостаточно быть мудрым – нужно уметь выражать свою мудрость практически, во взаимоотношениях с людьми. А этого подчас совершенно невозможно сделать без этикета. Человек, попавший в незнакомую ему среду и не знающий принятых в ней правил этикета, чувствует себя как бы парализованным, не знает, о чем говорить, куда девать руки, куда сесть и т. п. Уже самые маленькие знаки внимания, предписываемые этикетом, - помочь раздеться, пододвинуть чашку, осведомиться о здоровье – располагают нас к человеку. Знание этикета не компенсирует конечно, отсутствие внутренней культуры. Есть люди, хорошо владеющие собой, вроде бы расположенные к окружающим, с приятными манерами, но в глубине души – черствые эгоисты.
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Влад Солоухин.