МААМ-картинки

Консультация «Цвет в народной культуре» (7 фото)

Екатерина Леонтьева
Консультация «Цвет в народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы

Цвет является символом, которым с самых древних времен обозначают идеи. Так поступали и наши предки, считая его приятным или неприятным, подходящим для одежды (интерьера, украшений и т. д.) или нет. Каждый цвет, каждый символ носил определенный смысл, выполнял роль оберега, амулета или просто рассказывал об окружающей действительности.

Публикация «Консультация „Цвет в народной культуре“» размещена в разделах

Цвет – красный, желтый, зеленый, черный. Цвет, как живое существо имеет возраст и родину. История человечества – это и история сопутствующих факторов его развития, в том числе и цвета. Это можно заметить на примере изделий декоративно прикладного искусства любого народа, изделий народных промыслов, которые имеют свои глубинные корни.

Одна из задач концепции «этновосприятие цвета» это не только познакомить с народной символикой цвета, но и приблизить ребенка к культуре его народа, сделать его носителем этнокультуры.

Тематическое планирование по развитию этновосприятия цвета в блоке интегрированных занятий для средней группы.

Русская крестьянская изба

Жилище русского человека отличается единым принципом построения внутреннего пространства избы. Ее внутреннюю, жилую часть разделяла на две половины матрица – особое обтесанное бревно на которое укладывались потолочные бревна.

В одной части дома находились входная дверь, печь, в другой «красный угол».

В первой зоне священным местом является печь, по этому ее называют еще и печной зоной. Печь и кормит, и обогревает семью, дает возможность устроить самое уютное, теплое место для сна.

По диагонали от печи располагалась обрядовая зона – «красный угол». В «красный угол» приглашали сесть самых почетных гостей. Здесь находились иконы. В целом «красный угол» оформлялся по принципу пирамиды, высокого терема: ниже иконостаса стоял стол, еще ниже лавки расположенные по периметру пола.

В более просторной избе отдельно выделялась «белая горница», где была спальня хозяев.

Помимо стен жилища расписывались и домашняя утварь (посуда, шкафы, припечные доски и др., а так же игрушки.

Консультация «Цвет в народной культуре»

Филимоновская игрушка

Яркая веселая игрушка-свистулька, которую на забаву делали женщины в дерене Филимонова. В отличие от других глиняных игрушек имеет удлиненные пропорции фигурок с небольшой головкой. Красные, зеленые, желтые полосы украшают эти игрушки. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии штрихи разной толщены и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки. Роспись яркая звучная, узор пишут как бы в шутку. Игрушки так и светятся солнечным цветом.

Познавательная деятельность. Познакомить детей с филимоновской игрушкой, учить рассматривать глиняные игрушки, определять и называть цвет, элементы росписи (полоски, точки, елочки и т. п.).

Рисование. Рисование узора на полосе «Кайма». Учить составлять узор из линий одного цвета, узор на полосе «елочка». Роспись коня-свистульки.

Лепка. Выкладывание элементов узора из палочек (цветной пластилин).

Аппликация. Коврик для собачки. Учить наклеивать полоски двух цветов, чередуя их.

Физминутка. Русская подвижная игра «Овечки»

Фото «Цвет в народной культуре»

Дымковские игрушки.

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, а так же необычными по яркости узорами. По белому фону расписаны они цветными кружочками, кольцами, линиями. Сверкают позолотой. Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором. Такой праздничности узора дымковские мастера добились благодаря контрастному сочетанию цветов (красный – зеленый, синий – оранжевый или желтый). Остается много незаполненного пространства белого цвета, по этому узор кажется легче, светлее, наряднее. Детям очень нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы о том как и где их делают.

Познавательная деятельность. Дымковские игрушки. Особенности цветового колорита.

Рисование. Ткань на юбку (узор из кругов двух цветов, расположенных вертикально, и точек). Ткань на платье (узор из полос и кругов между ними). Украсим перо райской птицы.

Лепка. Посуда для игрушек (глина) с последующей росписью.

Аппликация. Узор на чашке (узор из кругов разных цветов).

Физминутка. Игра «Волшебные фигурки» (на тему «Замри»)

Консультация - фото

Гжель

Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью – называют «гжель», по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. За что гжель нравится всем? Чем она отличается? Прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синей. Сами Гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России небо синее-синее. Вот мастера и перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса, белый снег. По белому фону чашки или подсвечника ведет рука художника кис точку с краской. … То сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что кисть рисует становится синим и голубым.

Познавательная деятельность. Гжельская сказка.

Рисование. «Дворец для снегурочки»

Лепка. «Дед мороз и снегурочка» (соленое тесто)

Аппликация. «Чайный сервиз» (цветная бумага)

Физминутка. Танец «Гжель», «Русский сувенир» (муз. и сл. Э. Чуриловой)

Фото №1 Учим различать цвета

Хохломская роспись

Родина Хохломы – Лесное Заволжье. Хохлома – это крупнейшее торговое село, откуда поставляли расписную деревянную посуду. Со временем сами изделия, расписанные в оригинальной технике, характерной лишь для этих мест, стали именовать Хохломой. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в иконописной технике золочения дерева. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходит к орнаменту иконописи, а другая к ремеслам Древней Руси. В каждой из этих линий по-своему проявились народные особенности понимания орнамента, профессионально сложившиеся приемы. Фон мастера окрашивали в один или два цвета, по-разному сочетая плоскости, окрашенные черной или красной красками или красной и зеленой. При окраске фона так же применялись коричневый и желтые краски. Однако «золотой» цвет всегда в ее рисунках преобладает. Разживка дается по наружным сторонам завитушек курдин тонкими размашистыми штришками. У цветов намечаются контуры лепестков, пятна объединяющие орнамент и фон.

Познавательная деятельность. Золотая хохлома.

Рисование. Травянистый орнамент. Орнамент «Ягодки и листочки». Роспись тарелки.

Лепка. коллективное панно «Ягодки» (цветной пластилин).

Аппликация. «Ягодка»

Физминутка Танец ложкари.

Фото №2 Консультации Цвет является символом которым с самых древних времен обозначают идеи

Урало-Сибирская роспись

Декоративная роспись Урала – одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей целостности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространенный среди крестьянства обычай расписывать свои дома. В уральской росписи предпочитали холодные тона при окраски фона преобладали синие, голубые и зеленые цвета. В том случаи, когда цвет фона был теплым, холодные цвета мотивов сводили ощущение теплоты к минимуму. Разница между хохломской и Урало-Сибирской росписью только в том, что в Хохломе мазок одноцветный, а в Урало-Сибирской росписи – разноцветный. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалевок. Затем, взяв кисть, прорисовывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья.

Познавательная деятельность Сказы. Бажова,

Рисование «Волшебные узоры»

Аппликация «Сова» (цветная бумага, нитки)

Лепка «Древо жизни» (панно с элементами уральских узоров – цветной пластилин)

Физминутка Народная игра «Арина»

Фото №3 Так поступали и наши предки считая его приятным или неприятным подходящим для одежды интерьера украшений и т

Башкирская юрта

Шарообразная форма видимого мира нашла воплощение в круглом жилище – юрте (тримэ). Купол юрты с круглым отверстием соотносился с небосводом, а само отверстие ассоциировалось с солнцем – через него в жилище проникал свет. Стены означали воздух. Своеобразной дополнительной стеной являлась занавесь, делившая интерьер на мужскую и женскую половины. Очаг располагался в центре под отверстием в куполе. В мужской половине юрты, напротив входа ставили на подставке высокую гору разноцветных подушек, матрасов, узорных войлоков, перетянутой декоративно оформленной лентой (тартма). Тут же на полу стелили большой палас. Вдоль стен развешивались декоративно оформленные полотенца, красивая одежда, детали конского снаряжения, оружие. В этой половине принимали гостей. Разноцветные красочные предметы являлись не только признаком почетного места, особого отношения к гостям, но и обладали оберегающей функцией, т. к. цвет – по понятиям башкир, защищал человека от несчастья и приносил благополучие.

Особо обращали внимание на орнамент, украшавший входную дверь юрты. Дверь – граница соединяющая, внутреннее пространство с окружающим миром. Войлок юрты белого или серого цвета украшали геометрическим и растительным орнаментом.

Башкирский орнамент

Особенностью колорита башкирского орнамента является активность фона, который играет важную роль в цветовом оформлении.

В целом красный фон считается излюбленным. Характерное изображение на красном фоне – сочетание – желтого, зеленого, а на черном – красного и желтого. Основные цвета, применяемые в народном искусстве башкир.

Зеленый цвет мы встречаем в вариациях от светло-зеленого, до темно зеленого. Зеленый цвет – символ жизни, цвет весны, цвет пробуждения природы. Цвет зеленой травы, покрывающей степи, дающие корм скоту – основе жизни кочевников. У мусульман, вероисповедование, которого с 10-11 века придерживались башкиры, зеленый цвет так же является доминирующим.

Красный цвет – это знак огня. А огонь у древних башкир является основой жизни. Огонь уничтожал и одновременно давал жизнь, обогревая жилище и предоставляя возможность приготовить горячую пищу.

Желтый цвет – это символ тепла, солнца.

Черный цвет употреблялся реже. Черный цвет характеризует аскетизм, строгость, отрешенность от мирских радостей. Черный цвет – это и определенная параллель смерти. У башкир есть понятие «Кара йылан» - черная змея – синоним смерти. «Кара йозло кеше» - человек с черным лицом – человек с плохими намерениями.

Познавательная деятельность Легенды «О происхождении башкир», «Как возникла Луна и Уральские горы».

Рисование «Юрта» (тирмэ, «полотенце»

Аппликация «Узорная лента» (тартма, «Коврик для гостей» (тур юрфан)

Лепка «Сундук» выкладывание элементов орнамента из цветного пластилина

Физминутка Башкирская народная подвижная игра «Конное состязание»

Фото №4 Каждый цвет каждый символ носил определенный смысл выполнял роль оберега амулета или просто рассказывал об окружающей действительности
Публикации по теме:

Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Консультация для родителей «Цвет обоев в детской комнате и его влияние на ребенка» ЦВЕТ ОБОЕВ В ДЕТСКОЙ КОМНАТЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РЕБЕНКА Детская комната в синем цвете. Синий цвет успокаивает, снижает активность. Добавление.

Конспект НОД по приобщению детей к русской народной культуре «Широкая Масленица» Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа. Расширять и углублять.

Консультация для родителей «Какой цвет у фантазии?» Консультация для родителей на тему: «Какой цвет у фантазии?» В развитии воображения свою особенную роль выполняет цвет. Советский.

Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к народной культуре Южного Урала» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», родителям необходимо.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Народная кукла, как средство приобщения дошкольников к народной культуре и традициям В XXI веке общество развивается в условиях глобальных перемен, охватывающих все сферы жизни человека: наука, культура, экономика, политика.

Приобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУПриобщение к русской народной культуре. Мини-музей в ДОУ Воспитание любви к родному краю, К родной культуре, К родной речи – Задача первостепенной важности, И нет необходимости это доказывать.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре»Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» Цели: Вызвать у детей интерес к истории и национальными традициями России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие.

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи»Проект «Приобщение детей к русской народной культуре. Русские народные обычаи» Муниципальное образовательное учреждение Ореховская Средняя Школа структурное подразделение детский сад. Проект «Приобщение детей к русской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Цвет в народной культуре»
Опубликовано: 23 марта 2018 в 07:34
+441Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Цвет в народной культуре»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Леонтьева (УИ 640564) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 141.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД