Оксана Фомина
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нравственно -патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста во взаимосвязи с семейным воспитанием и воспитанием детей в дошкольной образовательной организации. Нами рассматривается патриотическое воспитание на пике новых существенных изменений в области качества образования, которые происходят в образовательном пространстве, но и также проблемы, связанные с воспитанием детей старшего дошкольного возраста, которые с каждым годом только становятся более актуальными и острыми, а значит, обусловливают необходимость переосмысления сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в семье» размещена в разделах
Детская дошкольная образовательная организация может и должна осуществлять патриотическое воспитание через систему специально подобранных мероприятий и привлечение родителей дошкольников к участию в них. Потому что именно в дошкольном детстве происходят те бесценные личностные формирования, когда ребенок приобретает социально-личностные ориентиры для дальнейшей своей успешной социализации в обществе, что и поможет нам вырастить патриотически грамотную личность. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Ключевые слова: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, семейное воспитание, духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Moral and patriotic education of children of senior preschool age in the family
Annotation. This article deals with the problem of moral and patriotic education of children of senior preschool age in conjunction with family education and upbringing of children in a preschool educational organization. We consider patriotic education at the peak of new significant changes in the quality of education that are taking place in the educational space, but also the problems associated with raising children of older preschool age, which every year only become more relevant and acute, and therefore necessitate rethinking the essence of patriotic education, its place and role in public life.
A children’s preschool educational organization can and should carry out patriotic education through a system of specially selected events and involve parents of preschool children in participating in them. Because it is in preschool childhood that invaluable personal formations take place, when the child acquires social and personal guidelines for his further successful socialization in society, which will help us grow up a patriotically literate personality. Solving the problem of instilling patriotism required a new ideology in educational and upbringing activities.
Keywords : patriotic education of children of senior preschool age, family education, spiritual and moral education of children of senior preschool age.
В период старшего дошкольного возраста развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. От особенностей стимулирования или организации деятельности детей взрослыми зависит «продвинутость» в психическом и физическом развитии ребенка, и, таким образом, наряду с восходящей линией (собственное развитие) может быть и иная «кривая» личностных изменений (выражающая регрессивные или застойные тенденции); каждому шагу развития сопутствует возможность проявления и закрепления негативных новообразований [2].
Опираясь на возрастные особенности старших дошкольников, попытаемся выделить следующие особенности воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста [6].
Воспитание патриотизма начинается с чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения ребенком их сердечного тепла, внимания и заботы. Воспитание патриотизма предполагает постепенное формирование сыновней любви, сочувствия другому человеку, дружеской привязанности и т. д. ; эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств.
Воспитание патриотизма предполагает чувство удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми жителями дома, села, города, работниками зоопарка, музея, библиотеки, театра, от знакомства с местными достопримечательностями, с природой родного края [9].
Образные выражения «Любовь к матери-Родине», «Преданность Отчизне», «Отчий край» и др. свидетельствуют о том, что истоки патриотических (от греческого – родина) чувств, высоких человеческих эмоций лежат в переживаниях раннего детства. На протяжении детства происходит не только глубокая перестройка органических потребностей, но и усвоение создаваемых обществом материальных и духовных ценностей, которые при определенных условиях становятся содержанием внутренних побуждений ребенка [2].
Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него) [3].
Общеспецифическим средством воспитания патриотизма является деятельность ребенка, так как дети дошкольного возраста наиболее эффективно развиваются только в процессе собственной активности. Для детей дошкольного возраста особенно важной для развития качеств личности и формирования эмоционально-действенного отношения к окружающим является совместная деятельность со взрослыми и сверстниками. В процессе совместной деятельности формируются зачатки коллективного мнения, повышается влияние группы на эмоциональное развитие ребенка [4].
Душа народа, высокие традиционные национальные ценности: открытость, совестливость, ответственность и справедливость – успешно познаются детьми через народную песню и сказку, а народная мудрость легко входит в жизнь и память ребенка через приметы, пословицы, поговорки [2].
Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе мы отводим особую роль в воспитании патриотизма, так как она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильным, значимым, так как может для них что-то сделать: помочь, сохранить жизнь. Ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.
Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на умственное развитие. На лоне природы ребенок побуждается подолгу и нераздельно отдаваться наблюдению одного какого-нибудь явления, одного впечатления. В нем воспитываются в результате этого сосредоточенность и глубина мысли. Природа обогащает детский ум важными знаниями и интересными сведениями и благодаря этому способствует более широкому и всестороннему росту интеллектуальных сил детей [1].
Таким образом, особенностями нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, по нашему мнению, являются:
- формирование интереса к истории своей семьи, родословной, истории города, села, где ребенок живет, чувства сопричастности к ним;
- бережного отношения, проявляющегося в делах и поступках; интереса к традициям семьи, города и желания им следовать; уважения к защитникам семьи и города и заботливого отношения к ним;
- формирование интереса к народной культуре, духовной связи с родным народом;
- воспитание высоких человеческих эмоций, которые лежат в переживаниях раннего детства;
- формирование в ребенке национального духовного характера;
- развитие способности замечать состояние окружающей природы и адекватно реагировать на него, потребности выразить свои эмоции, отношение к природе родного края в музыкально-поэтических образах, в творческо-продуктивной, игровой деятельности; формирование бережного отношения к природе родного края;
- совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых;
- тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки;
- создание эвристической среды в детском саду и в се создание эвристической среды в детском саду и в семье;
- создание педагогических условий для воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста [5].
Список литературы:
1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. М. : АРКТИ, 2020 г., 546 с.
2. Белкина В. Н. Влияние оценки взрослого на развитие самооценки ребенка // Формирование интеллектуальной и личностной готовности ребенка к обучению в школе. Ярославль: ЯГПУ, 2019 г., 290 с.
3. Витовтова М. С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. 2022 г., №9, 80 с.
4. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. Москва. : Пед. общ-во России, 2019 г., 141 с.
5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников дополнительных образовательных учреждений: М. : АРКТИ, 2019 г., 490 с.
6. Крошилина Г. И. Система гражданско-патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование и воспитание. 2021 г., №6, 177 с.
7. Леонтьева Т. Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание. 2021 г., №1, 133 с.
8. Стекляр Г. В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях // Дополнительное образование и воспитание. 2021 г., №1, 165 с.
9. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учщихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. Москва. : Просвещение, Владос, 2019 г., 291 с.