Анжела Ступишина
Опыт работы детского сада по внедрению ФГОС
Статья — «Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) хорошо это или плохо?»
Сейчас образование имеет иные цели, чем, например, несколько лет назад. Принципиальное отличие новых стандартов от стандартов первого поколения заключается в том, что целью его реализации является не только предметный, но и личностный результат. Важна личность самого ребёнка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не только сумма знаний, накопленные за время пребывания в детском саду. В понятие “образование“ входит, прежде всего, воспитание внутренне свободного, активного, творческого человека. Человека с интеллектом, знающего и понимающего свою культуру, позитивно взаимодействующего в социуме с другими людьми с другой культурой. Главные задачи современного детского сада – это раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека.
Публикация «Опыт работы детского сада по внедрению ФГОС» размещена в разделах
В основе Стандарта лежит:
духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
выполнять правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует результатов, которые обеспечат детям возможность уметь самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности. В новом стандарте ФГОСа чё тко обозначены требования к результатам образования:
способность к обучению, знание и выполнение морально -нравственных норм, самоуважение, самооценка;
умения учиться: выполнять логические операции, проводить сравнение, анализ, аналогию, обобщение, классификацию, управлять своей деятельностью, осуществлять контроль, коррекцию, проявлять самостоятельность и навыки сотрудничества, активную речевую деятельность, уметь работать с источниками информации;
Владеть системой научных знаний по учебным предметам.
Современное дошкольное образование должно включать новые возможности. Это, прежде всего интерактивные ресурсы. Дети живут в цифровом мире, и, начиная с детского сада надо стараться соответствовать этому миру. Завтрашний день образования – это обучение с презентациями. Компьютеры и безграничные мультимедийные возможности интересны для ребёнка; он сегодня дома окружён различными телекоммуникационными устройствами. Фактически уже началась информационная эпоха, и задача сада – готовить детей, будущих учеников обладать знаниями в информационном обществе. Повышать результативность обучения на основе внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Главными направлениями развития ИКТ на период до 2020 г. является расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения: интерактивные доски, мультимедийные проекторы и другие электронные образовательные ресурсы. Это эффективные технические средства, при помощи которых можно не только значительно разнообразить процесс обучения и воспитания дошкольников, но и повысить имидж образовательного учреждения. Положительных результатов в развитии ребёнка можно добиться только при грамотном использовании этих технических средств в учебно-воспитательном процессе. Для того чтобы внедрять инновационные методы и приёмы в процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста, воспитателям нужны время, желание и самое главное – наличие благоприятных условий для индивидуального развития творческих способностей. Для этого внедряются программы повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий обучения. Они способствуют преодолению неуверенности педагогов-воспитателей в освоении новых технологий и стандартов, повышению профессиональной компетентности, в том числе медиа-компетентности. Но это срабатывает не всегда: многие воспитатели после окончания курсов повышения квалификации не меняют своего отношения к инновационному образовательному процессу и не становятся медиа-компетентными. Это негативно сказывается на учебно-воспитательном процессе и не способствует становлению нового стиля педагогической деятельности, необходимого для эффективного перехода на новые образовательные стандарты. Поэтому воспитатели и методист дошкольного образования осуществляют целенаправленный воспитательно -образовательный процесс и для детей, проводя занятия с использованием творческих и проектных технологий, отвечающих дошкольному возрасту. Учитывая требования информатизации современного обучения, воспитатели, а также дети, должны иметь возможность свободного (но контролируемого) доступа к медийной информации разного вида и жанра, в том числе к печатной продукции. В связи с этим коллектив нашего детского сада №27 Центрального р-на г. Санкт-Петербурга старается решать сразу несколько задач:
Оказывает своевременную методическую и информационную поддержку воспитателям, ведущим занятия с детьми, а также родителям детей, не посещающих детский сад.
Повышает уровень компьютерной компетентности и медиа-компетентности воспитателей, организующих занятия с детьми дошкольного возраста, посредством посещения семинаров, курсов по этой проблеме.
Помимо этого, ведется общение воспитателей и родителей через интернет-странички, сайт детского сада.
Даются задания на выходные (просмотр мультфильмов детьми по нужной тематике, для родителей советы, ответы на их вопросы, рекомендации просмотра видеоматериалов по педагогике и т. п.)
Все это способствует их самостоятельной познавательной активности, медиа-творчества, а также медиа-компетентности. Воспитатель должен искать информацию в интернете о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения, что позволит более полноценно готовиться к занятиям и в то же время систематически повышать свой профессиональный уровень. Занятия будут более интересными и доходчивыми, если их проводить как презентации с видео, аудио материалом. Сейчас огромное количество сайтов для воспитателей, где можно получить не только информацию, но и обсудить с коллегами других регионов те или иные проблемы в режиме онлайн. Помимо всего вышесказанного, еще надо отметить участие в интернет-конкурсах детей и воспитателей. Это дает стимул, как для воспитателей, так и для их воспитанников. Все эти средства хороши, но нельзя забывать и о приобщение детей к чтению, как основному виду познавательной деятельности и форме проведения досуга; надо сохранять русский язык,как национальное достояние и средство межнационального общения. На занятиях по развитию речи или чтения художественной литературы, читая какое-нибудь произведение, параллельно показывать слайды-иллюстрации на экране видео-проектора, подключив музыкальное сопровождение. Это все вместе окажет наибольшее впечатление на ребенка от услышанного, и прочитанный материал будет ему более интересен, надолго ему запомнится. Воспитатели ДОУ №27 вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Воспитатели современного детского сада должны быть инициативны, способны творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать свой профессиональный путь, готовы обучаться в течение всей жизни.
Еще одна важная идея национального проекта «Образование»-это идея здоровье-сбережения детей. Ряд отдельных мероприятий должны быть направленны на формирование культуры здоровья, укрепление и сохранение здоровья детей. (Дни,недели здоровья; спортивные соревнования и т. п.)
Дошкольное детство - очень важный и сложный этап развития личности ребенка. Детей в садике не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их заранее перегрузить знаниями и уроками, это не поможет развить интеллект, но помешает гармоничному развитию. Для каждого занятия есть свой возраст, в детском саду с малышами надо играть, а не устраивать подобие уроков. Пусть детей учит учитель начальных классов. Для педагога на самом деле не слишком важно, чтобы ученики уже знали печатные буквы, немного считали. Важнее, чтобы они могли фиксировать внимание, у них была развита правильная речь, произвольное поведение, сформированы нравственные критерии, они были любознательны и открыты миру, чувствовали себя защищенными, не боялись нового и были здоровы.
(статью подготовила Ступишина Анжела Юрьевна)