Папки-передвижки

Нетрадиционные методы рисования как средство развитие мелкой моторики рук дошкольников

Анастасия Гладышева
Нетрадиционные методы рисования как средство развитие мелкой моторики рук дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДОШКОЛЬН ИКОВ

Детство – очень важный период в жизни детей. Именно в детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Впервые нетрадиционная техника рисования была предложена М. Монтессори в ее методике развития. По ее мнению, в дошкольном возрасте большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира ребенком начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов – ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребенка создает необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, мышления, воображения). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Упражнения в повседневной жизни очень важны для детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.

Публикация «Нетрадиционные методы рисования как средство развитие мелкой моторики рук дошкольников» размещена в разделах

Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации - согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. По мнению М. Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка.

В коррекционном плане можно выделить несколько видов моторики : артикуляционная моторика, тонкая (мелкая) ручная моторика, общая моторика.

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В раннем возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Движения выпрямленных рук ребенка над грудью развиваются и закрепляются в системе эмоционально–положительного комплекса оживления. Этот комплекс оживления возникает в первые месяцы жизни малыша, когда он останавливает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, активно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. В возрасте от двух до трех месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого времени и происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют обычные и необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Рисование играет особую и очень важную роль. Мы с детьми рисуем инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. Прежде всего, ребенок должен четко определять, где у него правая и левая стороны туловища. Это будет основной ориентировкой в пространстве. Он также должен познакомиться с понятиями верх – низ, сзади – спереди.

Цель у меня такая : Создание условий для развития у детей мелкой моторики через нетрадиционные методы рисования.

Задачи: Разработать комплекс художественно-продуктивной деятельности по повышению уровня развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники рисования.

Когда я начала работать с маленькими детьми, то заметила, что им очень сложно рисовать и держать в руке карандаш. Рука ребенка физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Детям трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха. Поэтому я в работе с детьми использовала методы и техники нетрадиционного рисования такие как :

- рисование пальцами рук : можно использовать либо акварельные краски, либо гуашь, ребенок окунает пальцы в краску и рисует ими на бумаге. Можно использовать не только традиционный альбом, но и большой лист ватмана или кусок обоев и рисовать, сидя на полу. Обычно деткам очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне. Я считаю, что по рисункам детей можно проследить, как развивается общая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, аппликацией, лепкой ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша сильной, умелой, легко и свободно управляющей инструментом, и хорошо развивают зрительный контроль за движением руки. При совершенствовании у детей ручной умелости, развивается интеллект, формируются психические процессы, развиваются коммуникативные навыки.

- рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только рисовать нужно всей ладошкой сразу. Можно опускать пальцы в разную краску и получить радужные красивые рисунки.

- рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и пробка от бутылки, разные фигурные формочки и небольшая тарелка вообще все, что попадется.

- кляксография вызывает неописуемый восторг у детей. При помощи ложки на бумагу наносится краска, затем нужно взять трубочку и дуть на краску, не касаясь ее соломинкой. Можно на рисунок сверху наложить лист бумаги и сравнить отпечаток с оригиналом, затем можно пофантазировать на тему того, на что похожа клякса. В Необычные материалы и оригинальные техники привликают детей тем, что можно рисовать всем, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, восторг, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

итоге дорисовываем рисунок

- рисование с помощью трафаретов — известный нам с детства вид изодеятельности.

- набрызги — этот метод заключается в том, что ребенок берет краску на кисть и разбрызгивает ее на бумагу в произвольном порядке. Можно повторять разными цветами. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально – положительное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

- отпечатки листьев — набираем во время прогулки листьев с разных деревьев и кустарников, красим их и переносите отпечатки на бумагу.

Так же, рисовали манной крупой, солью, ватными палочками, рисовали песком на песочном столе

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В виде гербари. Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики большое множество. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. Я, как педагог, стараюсь учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, особенно его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь, внимание и мышление ребенка.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков. Советую вам родителям такие задания по развитию мелкой моторики, которые обязательно включены в домашние дела, как перемотка шерстяных ниток; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке; собирание пазлов; застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завинчивание и развенчивание крышек, банок, пузырьков; разбор круп (горох, фасоль, гречка, рис) и так далее. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Родители, педагоги должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игровую форму, не отступать, а помогать если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

- Совершенствовать технические умения и навыки рисования.

Часто мы привлекаем вас родителей к этому виду деятельности: в виде конкурсов рисунков, выставок семейных работ и т. п.

Как сказала М. Монтессори «каждое движение кистью ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий”.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования»Отчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» Воспитатели МБДОУ "Детский сад "Сказка" села Веселое" городского округа Судак Арифова Сара Сегизбаевна и Бекирова Ленура Эдемовна И в десять.

Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет»Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у дошкольников 3 лет» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию практикум, который знакомит родителей воспитанников с различными играми и упражнениями, направленными.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками»Развитие мелкой моторики рук посредством нетрадиционного рисования «Рисуем зиму пальчиками и ладошками» Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционное рисование. Одним из способов развития мелкой моторики является нетрадиционное рисование.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Доронина Н. А. муниципальное бюджетное дошкольное.

Техника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольниковТехника «изонить» как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, является недостаточное развитие мелкой моторики рук. Это во многом тормозит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные методы рисования как средство развитие мелкой моторики рук дошкольников
Опубликовано: 16 января 2022 в 19:31
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные методы рисования как средство развитие мелкой моторики рук дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Гладышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД