Лилия Пахер
Нейрологоритмика как средство коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: четкое, правильное, чистое, ритмичное произношение звуков, слов - это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных упражнений. Практика показывает, что наряду с традиционными методами работы в коррекции речевых нарушений, большую положительную роль может сыграть логоритмика, основанная на синтезе слова, движения и музыки и нейрокоррекция. Движение помогает осмыслить и запомнить слово.
Под влиянием занятий логопедической ритмикой с элементами нейроупражнений у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Нейрологоритмические занятия – составная часть лечебно-коррекционного воздействия, так как дети, поступающие в логопедические группы детского сада, страдают нарушениями эмоционально-волевой сферы (все проблемы с поведением, интеллектуальной, речевой, двигательной. Все это порой не позволяет проводить занятия в традиционной форме.
Поэтому перед педагогами ставится задача разработки наиболее эффективных методов, необходимых для продолжительной работы, дающей стабильные результаты.
Нейрологоритмика является одновременно коррекционно-педагогической и здоровьесберегающей технологией. К сожалению, несмотря на важность данной проблемы, ей уделяется недостаточное внимание в детских садах. В общеразвивающих группах и в группах для детей с общим недоразвитием речи зачастую не проводят логоритмику отдельным занятием, так как в программе она носит лишь рекомендательный характер. Но всегда есть выход из положения. Разнообразные средства коррекционной нейрологоритмики можно и нужно применять на различных занятиях в детском саду, на физкультминутках и в качестве кружковой работы.
Ключевые слова: логоритмика, нейроупражнения, нейрологоритмика, речь, коррекционная работа, структура нейрологоритмического занятия, речевые нарушения, звукопроизношения.
Подавляющее большинство речевых нарушений, как известно, возникает в дошкольном детстве. В последнее время, отмечают специалисты по коррекционной работе с детьми, увеличилось количество детей с полиморфными нарушениями в развитии. То есть нарушение речи, в данном случае, занимает сопутствующую роль наряду с неречевыми психическими расстройствами, нарушениями интеллекта, психоэмоциональными и соматическими расстройствами. В самом начале нашей работы с детьми, имеющими нарушения речевой функции, мы использовали различные методы и приемы. Изучили множество психолого-педагогической литературы. Оказалось, что вопрос о воспитании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста интересен многим ученым, рассматривается с разных сторон; изучаются средства устранения дефектов речи с помощью различных коррекционных методик, одной из которых является методика под названием - логоритмика. Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Мы все знаем, что чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Именно на этой закономерности основана логоритмика. Она связывает воедино слово, музыку и движение.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой и сразу получила высокую оценку специалистов.
Логоритмические занятия представляют собой ряд приемов, в основе которых лежит принцип сочетания движения, музыки и речи, что повышает эффективность всей коррекционной работы как у детей с речевыми проблемами, так и у детей с нарушениями двигательной сферы.
Классический подход по данной методике хорошо описан в пособии Г. А. Волковой. Это первый учебник в нашей стране, посвященный проблемам логоритмического воздействия на лиц с речевой патологией. Многие авторы, такие как В. А. Гиляровский, Е. В. Чаянова, В. А. Гринер указывали, что логоритмика оказывает влияние на общий тонус, моторику, настроение; способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга; способствует развитию внимания, памяти, оказывает психотерапевтический эффект, в котором определенную роль играет музыкотерапия. Также, как отмечают Н. С. Самойленко, Н. А. Власова, Ю. А. Флоренская ритм оказывает благоприятное воздействие на болезненные отклонения в психофизическом состоянии человека и его воздействие на интеллектуальную и эстетическую сферу.
Но мы решили еще углубиться в нейропсихологию – науку о формировании мозговой организации психических процессов. В последнее время она приобретает все большую популярность. И, действительно, данный подход в решении коррекционных задач позволяет достигнуть целей наиболее оптимально. Решив объединить логопедический и нейропсихологический подход: логопедическую ритмику и нейрокоррекцию (по методу замещающего онтогенеза А. В. Семенович, таким образом, мы получаем мощный нейрокоррекционный инструмент – метод замещающего онтогенеза (А. В. Семенович, Б. А. Архипов и др.).
Данное направление является инновационной технологией, так, называемая - нейрологоритмика. Нейрологоритмика - представляет собой комплексный, междисциплинарный продукт, объединяющий в себе логопедический и нейропсихологический подход, решающий коррекционные задачи, направленные на оптимизацию работы подкорковых структур, развивая моторные и речевые навыки детей.
При составлении занятий уделяем особое внимание структуре и содержанию.
Структура нейрологоритмического занятия:
1. Вводная часть
- Приветствие
- Разминка со звуками
- Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
- Дыхательная гимнастика
2. Основная часть
- Пальчиковые игры
- Массажики
- Речевые игры, ритмодекламация
- Подвижные игры
- Игры с музыкальными инструментами
- Ритмические модели
- Музыкально – коммуникативные игры
3. Заключительная часть
- Спокойная игра
- Релаксация
- Дыхательные упражнения
- Прощалочка
Все виды нейрологоритмических игр и упражнений предлагаются в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение. Для успешного результата занятий придерживаемся следующих принципиальных составляющих: эмоциональная вовлеченность детей, простота и четкость заданий, создание ситуаций успешности, индивидуальный подход.
За время опыта был накоплен практический и методический материал, сформирована копилка материалов для использования на занятиях, собран консультационно-просветительский материал для родителей и педагогов.
Из практики можно отметить, что, использование элементов нейрологоритмики при систематической работе с детьми различных нозологических категорий от 3 до 7 лет отмечается значительная динамика в речевом и когнитивном развитии, непроизвольной и произвольной саморегуляции. Позволило вызвать у детей желание исправлять неправильное звукопроизношение, учиться слышать и дифференцировать, выделять звуки, что влияет на положительный результат коррекции речи. Помогло развить у них способности творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение. Занятия такого плана значительно улучшают произвольное внимание, регулируют поведение детей, дети с удовольствием включаются в деятельность и сохраняют более устойчивый интерес во время всей запланированной деятельности.
Список литературы
1. Балдина Е. А. Методические рекомендации к сборнику 1 программы «Нейрологоритмика»: воспитателям, логопедам, психологам, музыкальным руководителям и родителям, - Москва, 2019
2. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с. – (Коррекционная педагогика).
3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008 - 208с. – (Логопед в ДОУ)
4. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособия для высших учебных заведений – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 232с.
5. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. — СПб. : Питер, 2005. — 496 с.
6. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М. : Издательский центр «Академия», 2005. – 192с