Цагаева Марина Майрановна
Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Воспитатель МБДОУ №84 комбинированного вида
респ. Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ
Цагаева Марина Майрановна
Публикация «Народные традиции как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольный возраст- фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности (С. А. Козлова)
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы.
Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому. По мнению А. А. Баграмова, Л. И. Брудной одним из наиболее важных и эффективных средств нравственного воспитания являются обряды и праздники. Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике. Для решения этой задачи в народной педагогике использовались самые различные средства. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личность считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках. Из всех фольклорных произведений сказки, сказания, легенды, предания, пословицы, поговорки и другие являются наиболее эффективными средствами воспитания детей, так как содержат богатейшие сведения о цели и смысле жизни. Сказка - один из видов национального искусства, художественное творение народа, в котором запечатлена его многовековая история. О значении сказки в жизни горцев хорошо сказал первый классик осетинской литературы К. Л. Хетагуров: «Сказка составляет достояние обоих полов и всех возрастов. Они многочисленны, разнообразны и художественны: они всегда служили одним из самых приятных время провождений» Используя сказки в воспитательных целях, горцы-осетины стремились передать детям свой жизненный опыт, воспитать их в духе народных идеалов, прививали им лучшие человеческие качества, составляющие основу нравственного кодекса воспитания молодежи. А если случалось, что кто-нибудь из молодых нарушал нормы и правила поведения, предусмотренные горским этикетом, старшие начинали рассказывать сказки, в которых осуждались нравственные пороки людей. Десятки уникальных текстов народных сказок записаны от осетинских сказителей: Бибо Дзугутова, Дзаго Губаева, Кудза Джусоева, Тасохази и Хату Гусовых, Вано Гуриева, Левана Бегизова, М. Гарданова, Ц. Амбалова, Г. Дзагурова и других.
Однако осетинские сказки имеют и свои специфические особенности, связанные с историей, бытом, верованиями, идеалами осетинского народа, с его мировоззрением. В них преобладают мотивы борьбы героя с враждебными человеку силами, олицетворенными в образах уаигов (великанов). Своеобразный характер придают осетинским сказкам и мифологические образы: Донбеттыр - владыка водного царства, Тутыр - властелин волков, Уастырджи - покровитель мужчин, Курдалагон - небесный кузнец, Фалфара - покровитель мелкого рогатого скота и другие, чувствуется и тесная связь многих архаических волшебных сказок с нартским эпосом. Взаимодействие волшебных сказок и нартского эпоса характерно и для фольклора других кавказских народов.
Народная педагогика осетин давно установила важность использования словесных средств воспитания в подготовке детей к жизни. К числу эффективных средств воспитания в духе национальных традиций, используемых ею на практике, можно отнести сказки, сказания, предания, легенды, пословицы, поговорки, а также историко-героические, колыбельные, трудовые и обрядовые песни.
Кроме познавательной ценности они имеют воспитательно-мировоззренческое значение. Но только при глубоком знании средств воспитания народными воспитателями, педагогически обоснованном и целенаправленном их выборе, учете возрастных, индивидуальных и национальных гостей могут дать желаемые результаты.
Применение этих средств воспитания на практике даст возможность ознакомиться с историей и разумом осетинского народа, с обычаями и традициями других народов. Известно также, что некоторые средства воспитания, как сказки, пословицы и поговорки имеют рекомендательный характер, оказывают на них целенаправленное воздействие.
Такие средства воспитания, как танцы, игры, считалки и другие, оказывают на них практическое воздействие, побуждают их к самостоятельным действиям. В этом плане первая группа воспитательных средств превращается в важнейшие формы и методы народного обучения и воспитания. Они способствуют постепенному осознанию детьми смысла жизни и своего в ней места.
Опыт народного воспитания, заключенный в фольклоре, накапливаемый веками и тысячелетиями, был и остается важнейшим источником развития народной педагогики осетин.
Важным фольклорным жанром несказочной прозы северокавказских народов, в том числе, осетин, являются предания, имеющие со сказкой как общие, так и отличительные свойства. Предание - народно-поэтическое и прозаическое повествование, содержащее сведения о реальных лицах и событиях. В отличие от сказки, ориентирующей на вымысел и счастливый конец, в преданиях дается установка на реальность и достоверность повествования.
Возникнув из разных рассказов очевидцев, предание со временем отдаляется от своей первоосновы, в нем выявляется вымысел, отличающийся от вымысла сказочной фантастики и легендарных чудес.
Предание о заключенном в кавказской пещере, прикованном к скале Прометее, в разных вариантах известно всем северокавказским народам.
Осетинская версия сказания об Амиране зафиксирована еще в середине прошлого века. Это - публикация Н. Дункель - Веллинга в газете «Кавказ». В примечании к тексту он пишет: «Легенда эта слышана мною в Раче, в сел. Уцери. Она также существует у осетин Мамисонского ущелья и подтверждается некоторыми другими рассказчиками».
В этом предании ярко выражена мысль, что Амран страдает во имя людей. Даже закованный в цепи, он мечтает о счастье людей, о борьбе за справедливость.
Как отмечает З. К. Меретукова, в фольклоре осетин немало топонимических преданий. В отличие от героико-исторических топонимические предания предельно кратки. Так, «Предание о Дзауджикау состоит буквально из нескольких строк, нескольких строк, в которых сообщается, что основателем города был житель Тменикау Дзауаг Зигулаев. Он первым поселился на берегу Терека.
Богатство содержания, отражающее бурную историю осетинского народа, образы смелых, вольнолюбивых горцев и горянок, предпочитающих смерть позорной жизни, защита своей земли от внешних и внутренних врагов - все это имеет важное историко-познавательное значение.
В воспитании детей большую роль играют легенды, один из основных видов устного народного творчества осетин. В отличие от предания в основе легенды всегда лежит «чудо», повествующее о прошлом, а иногда и о настоящем. По мнению некоторых авторов в самом общем виде легенда - это устно-эпическое произведение прозаического характера, с установкой на достоверность повествования. Другие источники легендой считают документально не подтвержденный фантастический рассказ о конкретно-исторических лицах и событиях. Это означает, что легенда полна фантастики, связанной с религией, но содержит в себе много конкретного и достоверного. В горском фольклоре известны легенды космоногические, топонимические, религиозные, исторические и другие. В космоногических легендах обычно речь идет об изменениях во Вселенной и различных небесных явлениях. Легенды топонимические посвящаются происхождению названий местностей, гор, озер, рек и так далее. Характерной для этого цикла может служить история трагической любви молодых, связанная с определенной местностью, получившей свое название от имени главных героев.
Наиболее важными по своей педагогической значимости, на наш взгляд, являются легенды бытовые и на темы любви, а также легенды, посвященные конкретным историческим событиям и деятелям, в образы которых обычно воплощаются народные идеалы.
Легенды, как и предания, имеют историко-познавательное и воспитательное значение. В них отражаются общечеловеческие и нравственные качества : человечность, правдивость, самоотверженность, преданность своему народу. В легендах осуждаются: алчность, вероломство, обман, измена, жадность, корыстолюбие и другие отрицательные качества людей.
Эффективное воспитательное воздействие оказывает на детей осетинская легенда «Любовь Гуда». Легенда повествует о любви злого духа Гуда к земной девушке, красавице Нине.
В легенде «Удивительные рассказы о чертях» знаменитый охотник Дзамболат спас чертенка от волка. В благодарность за это мать чертенка отдала ему «баркад», то есть сделала так, что у него всегда было изобилие.
Осетинские легенды выражают этические взгляды народа, его понимание добра и зла. Они обогащают представление о человеке, подчеркивают его ум, находчивость, трудолюбие, его победу даже над сверхъестественными силами в образах святых, духов, чертей и т. д. (Г. М. Гогоберидзе.
Притчи часто называют воспитательно-аллегорическим жанром литературы. В них повествование строится по какой-либо нравственно-дидактической проблеме. Педагогическая значимость этого жанра заключается в том, что народные педагоги или сказители путем раскрытия содержания отрицательных и положительных категорий стремятся внушить собеседнику важность определенных этических норм поведения.
В притче «Лодырь» один человек, чтобы не работать в поле, засовывал руку в гнездо неядовитой змеи, которая, бывало, ужалит его, лодырь избавлялся от работы. Но однажды это гнездо заняла ядовитая змея, и лодырь поплатился жизнью за свою уловку.
Важным средством нравственного и культурного воспитания являются пословицы и поговорки. Анализ закономерностей функционирования назидательных высказываний показывает, что афоризмы, одно из самых сильных средств традиционного воспитания, воздействуют на чувства, сознание и поведение подрастающих поколений, а также способствуют поддержанию регламентационных норм общества. В пословицах и поговорках выражается народная мудрость, его разум, чаяния и стремления. Пословицы и поговорки отражают жизнь во всем ее многообразии.
В осетинском языке два понятия - пословицы и поговорки - объединяются под одним словом «амбисонд» (слово это многозначно и употребляется также в значении басня, притча, чудесное, чудо). Пословицы и поговорки осетинского народа отображают все многообразие из социальной, трудовой, производственной, духовной, нравственно-этической и семейной жизни. Они дают ответы на постоянно возникающие веками и тысячелетиями вопросы и несут в себе, как и сказки, функции нравственно-эстетического, умственного и трудового воспитания.
Народная символика, пронизывая духовную и материальную культуру, проникает с самого детства в кровь и плоть человека, и даже подросток способен воспринимать в прозвучавшем в его адрес наставлении не только прямой смысл, но и глубинный переносный.
Горцы-осетины всегда ценили глубину, гибкость народных изречений.
Слово воспитывало, убеждало, воодушевляло, поддерживало или огорчало, оскорбляло и унижало людей. Поэтому безымянные поэты, певцы, сказочники и народные воспитатели совершенствовали и использовали его во имя духовного развития детей и молодежи.
Педагогическая ценность пословиц и поговорок в том, что трудно найти хотя бы одну из сторон человеческой деятельности, которая не отражалась бы в них категориях: ум-глупость, добро-зло, правда-ложь, дружба-вражда, смелость-трусость.
Как отмечает К. И. Бузаров, в осетинских пословицах и поговорках обобщался огромный опыт предшествующих поколений и отражались вопросы воспитания детей. Многие осетинские пословицы насыщены идеями добра и любви. В народных изречениях подчеркивается необходимость любви к детям, всему подрастающему, нуждающемуся в защите. «Лягушке ее головастик, что луч солнца» (осет.); «Своих птенцов и грач считает красивыми» (адыг.); «Когда предложили принести самую красивую вещь, ворона притащила своего птенца» (чечен.); «Мои птенцы белоснежные» (чуваш.); «И бобры добры до своих бобрят» (рус).
Песни, возникшие в седой древности, сопутствовали человеку во все периоды его жизни.
В детстве ребенок засыпает под колыбельные песни матери, затем начинает петь свои, детские песни. Став взрослым, он сопровождает свою работу трудовыми песнями. Если он охотник, - ему по душе охотничьи песни, а если пастух - пастушечьи. На все случаи жизни: и те, что исполнялись на празднике рождения ребенка, и те, которые пели во время свадьбы. Отрицательные явления в быту вызывали появление сатирических, шуточных песен.
Общественно-воспитательную роль песен, особенно исторических, трудно переоценить. Устное народное творчество (в том числе исторические песни) аккумулировало многовековую мудрость народа, его жизненный опыт, будучи своеобразным сводом нравственных правил и обычаев.
Наряду с нартовским героическим эпосом, героическая песня не только служила основной формой, в которую выливалось художественное творчество народа, но и выполняла большую воспитательную миссию. На героях этих песен молодежь училась тем качествам, которые составляют идеал свободолюбивого горца: любви к вольности и независимости, сознанию своего человеческого достоинства, протесту против всякой несправедливости, угнетения и насилия, мужеству, смелости и отваге, тому подлинно героическому духу, который всегда и без колебаний предпочитает славную смерть позору.
В народе были широко распространены трудовые и обрядовые песни - самые древние по времени своего происхождения. Они не просто облегчали тяжелый физический труд, но и являлись составной частью производительного труда (А. И. Арнольдов).
Анализ фольклорных произведений, опыт семейного и общественного воспитания, отраженного в литературных источниках, дает основание заключить, что наиболее распространенными методами приобщения к народным традициям в осетинской народной педагогике являлись пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение и наказание, испытание.
осознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах ребенок проявляет себя и развивается. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка с народным творчеством не только своего, но и других народов, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
Таким образом, знание истории народа, родного края, языка, старых добрых обычаев предков возвышает человека, внушает веру и силу, делает его сильнее умом, тверже характером. Культура и традиции воспитывают в нем чувство национальной гордости. Но история и культура прошлого не только источник гордости и силы, средство познания исторического опыта, но и источник движения вперед. Культура и история цементирует связь поколений, является могучим средством гражданского, нравственного воспитания.
Обычаи, обряды, традиции, нравственные ценности любого народа — это золотой фонд, его общее духовное достояние, которое в равной степени является и предметом гордости и предметом озабоченности.
Обращение к историческому наследию народа, к национальной культуре способствует нравственному воспитанию подрастающих поколений, обогащает их духовный потенциал, позволяет почувствовать принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином страны, субъектом мировой цивилизации.