Тая Миронова
Знакомство учащихся младшего школьного возраста с понятиями «теплые и холодные цвета»
▼ Скачать + Заказать документы
Миронова Таисия
ЗНАКОМСТВО УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЯМИ: ТЕПЛЫЕ И ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА.
Актуальность данного исследования определяется тем, что развитие творческих способностей у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения. Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем большим количеством элементов действительности ребенок располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Публикация «Знакомство учащихся младшего школьного возраста с понятиями „теплые и холодные цвета“» размещена в разделах
В настоящее время, когда школы работают по вариативным программам, невозможно дать единые методические рекомендации проведения уроков изобразительного искусства. В одном случае в основу обучения берется рисование с натуры (В. С. Кузин, в другом акцент ставится на эмоциональном развитии школьников (Б. М. Неменский, в третьем больше внимания уделяется изучению народного искусства (Т. Я. Шпикалова) и др. Однако ни одна программа не может обойтись без выполнения заданий, связанных с основами работы цветом, теория цветоведения, так как это значительно обогащает мир ребенка. Теория теплых и холодных цветов.
В связи с этим, проблема исследования выражается в недостаточности конкретных разработок теоретического обоснования процесса формирования у учащихся младшего школьного возраста навыка работы в теплой или холодной гамме.
Отсюда Цель данного исследования: изучить методические особенности процесса формирования у учащихся младшего школьного возраста навыка работы в теплой или холодной гамме и разработать эффективную методику проведения урока.
Цель определила задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2. Выявить психологические особенности восприятия цвета у школьников;
3. Разработать упражнения по развитию восприятия цвета на уроках изобразительного искусства для развития восприятия цвета;
Объектом исследования выступает: процесс обучения школьников изобразительному искусству.
Предмет исследования: методика, направленная на формирование у учащихся младшего школьного возраста навыка работы в теплой или холодной гамме на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования состоит в том, что: процесс развития восприятия цвета у школьников будет наиболее эффективным, если на уроках изобразительного искусства использовать специальные упражнения на отработку навыка передачи теплой или холодной гаммы.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме; психолого-педагогический эксперимент; тестирование, анкетирование.
Анализы психолого-педагогической и методической литературы свидетельствует о постоянном внимании ученых и практиков к проблеме обучения младших школьников основам цветоведения.
Цвет в изобразительном искусстве является важным выразительным средством, отражающим материальные свойства предметов, передающим многообразие окружающего мира в его цветовом звучании, с которым знакомятся младшие школьники на уроках по основам цветоведения, используя цвет для передачи своего замысла, своего отношения к изображаемому. Если детей не учить изобразительной грамоте по основам цветоведения, то в дальнейшем, они начинают понимать, что их рисунок не соответствует действительности. У них наступает разочарование, неверие в свои силы и многие дети совсем перестают рисовать.
Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых обо кружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками, творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство.
Таким образом, мы выявили и обосновали сущность и особенности организации процесса формирования у учащихся младшего школьного возраста навыка работы в теплой или холодной гамме. Бережное отношение к детскому творчеству и одновременно тактичное руководство этим процессом — основные слагаемые успеха.
Теоретическая значимость нашей работы в том, что в ней представлено обоснование необходимости возможности осуществления грамотных методов и приемов обучения основам цветоведения детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.
Практическая ее значимость — в разработке комплекта методических рекомендаций по освоению младшими школьниками основ цветоведения через связь уроков изобразительного искусства и труда, разработке серии упражнений по обучению младших школьников теплой и холодной гамме и анализе работы по их реализации.
Упражнение №1. 1 класс. Тема занятия: «Разноцветные краски»
Задание: проба красок-создание красочного листочка.
Перед выполнением задания учитель знакомит детей с цветовым кругом, теплыми и холодными цветами (теоретическая часть).
Этапы выполнения упражнения:
1) на парту каждому ученику дается трафареты листочков (разной формы) (рис. 1). Детям предлагается наложить трафарет своего листочка на лист бумаги и с помощью губки заполнить его цветам тёплой гаммы.
В процессе выполнения задания обращать внимание детей на цветовой круг. Смешение цветов приходит непосредственно на листе. Дети пользуются только основными цветами: желтый, красный,.
Таким образом, дети: знакомятся с теорией цветоведения, приобретают навыки работы с трафаретом и тампонированием, изучают теплые цвета на практике.
Список использованных источников
[1] Антонова Л. А. Использование способов и приемов работы красками (Акварель и гуашь) в развитии художественно-творческой активности детей. Учебно-методических пособий /2003. -73 с.
[2] Игнатьев С. Е. «Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для вузов». – М. : Академический проект; Фонд «Мир», 2007. – 208 с. A. Author and R. Smith, "Ti-tle of the paper". In Proc. 4th International Sympo-sium on Power Semiconductor Devices & ICs (ISPSD'92, Waseda Univ., Tokyo, Japan, May 1992, pp. 118-123.
[3] Рябчикова Л. А. «Развитие цветового восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства».