Ольга Холопова
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС».
Мы живём в непростое время, которое предъявляет нам высокие требования, но и открывает для нас много новых возможностей! Доступней стала информация: мы можем познакомиться с опытом коллег, живущих не только в России, но и за её пределами. Гораздо легче организовать процесс воспитания и обучения ярче, увлекательнее, интереснее. Всё это побуждает меня работать творчески, совершенствуя свою профессиональную компетентность!
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Базовой основой своей деятельности считаю учет индивидуальной подготовленности детей. Два раза в год я провожу диагностические тесты в виде контрольных двигательных заданий, предлагаемых детям в игровой или соревновательной форме. Тесты обладают высокой статистической достоверностью.
Диагностический мониторинг:
1. Бег на 30 м со старта (определение скоростных качеств).
2. Прыжок в длину с места (определение скоростно-силовых качеств).
3. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата, эластичность мышц и связок).
4. Бросок теннисного мяча удобной рукой (определение скоростной реакции ребенка).
Данные анализирую и планирую дальнейшую коррекционную – развивающую работу.
Мои дошкольники с удовольствием и радостью посещают занятия по физкультуре. Я твердо убеждена, что счастливый ребёнок – это здоровый ребёнок, поэтому забота о здоровье детей одна из главных задач в моей работе.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский в своё время заметил: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Я широко использую в своей деятельности эффективные современные здоровьесберегающие технологии и технологии сохранения и стимулирования здоровья : стретчинг; динамические паузы; подвижные и спортивные игры; релаксация; гимнастика пальчиковая; гимнастика для глаз; гимнастика дыхательная; гимнастика корригирующая; гимнастика ортопедическая; оздоровительные процедуры в водной среде. Все вышеперечисленные технологии я успешно сочетаю с технологией музыкального воздействия.
Кроме того в своей деятельности использую: информационно-коммуникативные технологии. Для детей старшего дошкольного возраста мною подготовлены слайд – презентации на тему: «Олимпийские игры в Сочи-2014», «Зимние виды спорта», «Физкультурно - оздоровительная среда ДОУ»;
технологии проектирования и деятельностного подхода. Разработала проект «Здоровое детство», награждена дипломом первой степени за победу в международном конкурсе «Здоровый ребенок - здоровая страна»;
Мною разработано комплексно-тематическое планирование физкультурно – оздоровительных занятий, комплекс упражнений и игр на воде, а также составлено календарное планирование физкультурных занятий с использованием степ - аэробики, силовой гимнастики и стретчинга.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие и образовательные технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Я нахожусь в постоянном поиске новых, эффективных форм работы по оздоровлению детей, с использованием как традиционных, так и нетрадиционных методов и способов оздоровления детей :
Традиционные: фронтальные и подгрупповые, комплексные и интегрированные занятия, индивидуальная работа.
Нетрадиционные: занятия - викторины, занятия-соревнования, занятия сюжетно - игровые, неделя здоровья, спартакиады, туристические прогулки, оздоровительный бег. Формы организации образовательного процесса выбираю с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В нашем детском саду созданы условия для физического развития и оздоровления детей, что включает в себя: оборудованный спортивный зал, тренажерный зал,, спортивная площадка для физкультурных занятий на воздухе, бассейн. В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия.
Главное, к чему я стремлюсь – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, формировать здоровый образ жизни, уметь определять, что полезно и что вредно для его здоровья.
На сегодняшний день мною разработана система оздоровительных мероприятий :
• Утренняя гимнастика, которая включает в себя разные варианты проведения:
- традиционный комплекс,
- гимнастика игрового характера,
- с использованием полосы препятствий,
- гимнастика с включением оздоровительных пробежек,
- с использованием тренажеров.
Ежедневно с учётом возрастных особенностей детей (от 5- 12 мин.).
В теплое время года на улице ОРУ и пробежка.
• Физкультурные занятия.
Виды физкультурных занятий:
традиционное, тренировочное, игровое занятие, сюжетно-игровое занятие, с использованием тренажеров, занятие по интересам, тематическое, комплексное, контрольно-проверочное занятие.
Учебные занятия провожу три раза в неделю в каждой возрастной группе.
• Самостоятельная двигательная деятельность. Ежедневно, характер и продолжительность зависит от индивидуальных потребностей и интересов детей.
• Активный отдых:
- Физкультурный досуг, 1 раз в месяц;
- Физкультурные праздники (в том числе и на воде) 1-2 раза в год
• День здоровья, не реже 1 раза в квартал
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. Ежедневно, не менее двух раз в день, по 10-15 мин. В зимнее время года мы катаемся на коньках на нашем катке, играем в подвижные игры. А если повезет, то учимся ходить на лыжах.
•
Мною проводятся мероприятия по дополнительному образованию, предусматривающие работу кружка «Крепыш». Работа кружка направлена на организацию деятельности с детьми на тренажёрах, начиная со среднего возраста один раз в неделю.
Задачи:
- развивать силу мышц плечевого пояса, ног;
- формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки;
- способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки;
- совершенствовать ловкость, гибкость, координацию движений, быстроты реакции при выполнении игровых упражнений и на тренажерах.
Многофункциональное оборудование тренажёрной комнаты позволяет мне проводить более плодотворно оздоровительные мероприятия. Оборудование включает в себя следующие модели тренажё ров: «Райдер», «Степпер», «Беговая дорожка», «Твистер», «Гребля», «Бегущая по волнам»,батут, стойка со штангой, диски здоровья, теннисный стол. Для того чтобы иметь крепкий пресс, сильные мышцы рук и спины, хорошую растяжку и прекрасное настроение моим детям помогает спортивный комплекс, который включает: шведскую стенку, гимнастические кольца, канат, перекладину, гимнастические маты. Детские спортивные тренажеры удовлетворяют потребность ребёнка в движении, развивают выносливость, улучшают координацию.
В нашем детском саду имеется бассейн, который состоит из чаши размером 3х5 м, глубиной 1,5 м, раздевалки, душевой комнаты. Вода наполняется ежедневно, её температура 30-32 градуса. Наши дети посещают бассейн с младшей группы, 1 раз в неделю. Обучение плаванию проходит в два этапа. На первом учим самостоятельно держаться на воде,, на втором этапе обучаем спортивным видам плавания.
Используем следующие упражнения:
- задержка дыхания на несколько секунд;
- погружение под воду с головой с задержкой дыхания;
- открывание глаз и ориентировка под водой;
- вдох и выдох через рот;
- скольжение на груди;
- «звездочка», «торпеда», «стрелочка», «поплавок», «медуза».
Все упражнения доводятся до совершенства, пока дети не начинают выполнять их самостоятельно. Я стремлюсь к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли удовольствие и радость, побуждали детей к самостоятельности и стремлению хорошо плавать. Систематическое посещение бассейна способствует положительной динамике в оздоровлении детей.
В своей работе применяю здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья :
которые можно внедрять на физкультурных занятиях, кружках, досугах, занятиях после сна, физкультминутках:
Лечебно-профилактическое:
- Лампа Чижевского ионизируется воздух, это способствует профилактики респираторных заболеваний, укреплению нервной системы. Посещают все возрастные группы, 1-2 раза в неделю, по расписанию.
- ароматерапия, где используются эфирные масла, которые не дают аллергических реакций. находятся под наблюдением врача. Предварительно проведено анкетирование среди родителей.
- Тренажеры Ковалёва В. А., Базарного В. Ф. по профилактике зрительного утомления.
- Солевая лампа
- кислородный концентратор «АРМЕД - Функционирует сенсорная комната, которая оснащена коррекционно-развивающим оборудованием:
Физкультурно- оздоровительное направление
1. Гендерный подход. В своей работе широко использую данный подход следующим образом : для мальчиков провожу спортивные игры - футбол, хоккей, движение скоростно-силового характера (бег, метание в цель и на дальность, лазание, борьба).Для девочек- игры со скакалкой, обручем, мячом, ритмические упражнения на гибкость, пластику. Подготовительная и заключительная часть занятия проводится вместе, в основной части деление на подгруппы в зависимости от пола.
2. Пальчиковый массаж для активизации работы биологически активных точек расположенных на кончиках пальцев. Применяю разные комплексы.
3. «Лечебные игры и упражнения». Включает в себя комплекс игр и упражнений, направленных на укрепление мышц спины, исправление осанки, корригирующие упражнения при плоскостопии. Игровые упражнения на фитболах для развития общей моторики детей дошкольного возраста. Занятия провожу ежедневно или через день («Змейка», «Рыбка», «Велосипед», «Звезда»).
4. Дыхательно – звуковая гимнастика, способствует ускоренному развитию мышц, помогающих дыханию, укрепляет голосовые связки, оберегает от простудных заболеваний. Провожу в начале и в конце занятии. ( Упражнения: «Обними себя», «Насос», «Забор», «Ушки»).
5. «Школа малого мяча. Занятия проводятся с малыми резиновыми мячами из положения: стоя, лежа, сидя. С передачей мяча из рук в руки, за шеей, за поясом, перебрасывание мяча из рук в руки, подбрасывание вверх. Данные занятия проводятся для укрепления плечевого пояса, профилактике нарушений осанки и плоскостопия, умению владеть мячом.
6. Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.
7. Степ-аэробика.
С уверенностью могу сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная модель не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Формирование у родителей теоретических знаний, закрепление навыков и выработка потребности следовать здоровому образу жизни, оказывать помощь в приобретении элементарных навыков диагностики, сохранения и укрепления здоровья собственных детей – одна из основных задач оздоровительной деятельности нашего учреждения. Работа с семьями воспитанников включает тематические собрания («Значение физкультуры в жизни семьи», «Как правильно закалять ребенка?», «Здоровым быть здорово», «Вредные советы для любящих родителей», консультации на тему ЗОЖ, («В здоровом теле – здоровый дух!», «Кем быть?», «Здорово здоровым быть»).
Таким образом, проводимые физкультурно-оздоровительные мероприятия с использованием инновационных технологий, благотворно влияют на физическое и эмоциональное развитие дошкольника. Благодаря проведению систематической и планомерной работы, у детей сформировано представление о том, что полезно и что опасно для здоровья, о мерах предосторожности в различных ситуациях, развито стремление сохранить здоровье своё и близких.
Использование разнообразных форм работы с родителями позволило мне влиять на представление родителей о воспитании ребенка, формировать у них понимание того, что любовь к ребенку – это не только забота о его материальных и физических нуждах, но и духовное развитие, совместная деятельность, сближающая родителей и детей. В начале каждого учебного года организую анкетирование и интервьюирование для изучения потребностей родителей в консультативной помощи.
Постоянно привлекаю родителей для участия в разнообразных мероприятиях ДОУ. Разрабатываю и провожу досуги и развлечения (конкурсы «А ну-ка, мальчики!», соревнования «Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты». Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между собой и с воспитателями. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы участвуют в праздниках и веселятся вместе с ними. Кроме того, регулярно провожу «Дни открытых дверей» и приглашаю родителей посетить детский сад и посмотреть, чем занимается их малыш в спортзале. Творчески подхожу к организации сотрудничества с семьями, используя нетрадиционные формы (привлечение родителей к созданию костюмов для спортивных спартакиад, регулярный выпуск газет по различным тематикам совместно с детьми («А ты, баты – мы солдаты!», «Если хочешь быть здоров - закаляйся», организация совместных экскурсий (спорткомплекс «Сибиряк», стадион «Шахтёр»). За счет установления взаимопонимания с родителями каждого воспитанника и использования нетрадиционных форм сотрудничества с семьями удалось создать атмосферу партнерства и общности интересов.
Воспитанники детского сада проявляют активность и стремление для дополнительных занятий спортом в секциях города. Это способствует развитию основных физических качеств, формированию элементарных навыков здорового образа жизни. (наши воспитанники посещают секции по футболу, плаванию в спорткомплексах «Сибиряк», «Нептун», награждены грамотами за призовые места и участие). И еще мы принимаем активное участие в городской Спартакиаде среди дошкольников в этом году мы заняли 1 место в общекомандном зачете. И почти все призовые места по отдельным видам спорта среди мальчиков и девочек.
Мы не только заботимся о здоровье детей о их физической подготовленности, но и о здоровье наших педагогов. Ежегодно наши сотрудники так же, как и дети активно принимают участие в Спартакиаде среди дошкольных образовательных организаций.
Я не останавливаюсь на достигнутом, вижу перспективы развития себя и детей. Уверена, что мои труды не пропадут даром, и все мои воспитанники вырастут достойными, целеустремленными, здоровыми и счастливыми людьми и я в том числе.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Десять золотых правил здоровьесбережения :
• Соблюдайте режим дня!
• Обращайте больше внимания на питание!
• Больше двигайтесь!
• Спите в прохладной комнате!
• Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
• Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
• Гоните прочь уныние и хандру!
• Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
• Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
• Желайте себе и окружающим только добра!