Анна Дыдырысова
Эпос «Олонхо» как основа развития ценностного потенциала личности детей
▼ Скачать + Заказать документы
ЭПОС ОЛОНХО КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ
(на материале научного труда Баишевой М. И.
«Этнопедагогические воззрения народа саха»)
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития ценностного потенциала личности детей. Представлены результаты исследования развития ценностного потенциала личности детей на основе олонхо. Уделяется внимание на «Модель развития ценностного потенциала личности детей (на материале олонхо)».
Публикация «Эпос „Олонхо“ как основа развития ценностного потенциала личности детей» размещена в разделах
Ключевые слова: олонхо, этнопедагогика, духовные ценности, ценностный потенциал, модель.
EPOS OLONKHO AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT
OF THE VALUE POTENTIAL OF CHILDREN PERSONALITY
(on the material of scientific work Baisheva M.I.
«Ethnopedagogical views of the Sakha people»)
Annotation. The article deals with the development of the value potential of the personality of children. The results of the study of the development of the value potential of children's personality on the basis of olonkho are presented. Attention is paid to the “Model of development of the value potential of the personality of children (on the material of the olonkho)”.
Key words : olonkho, ethnopedagogy, spiritual values, value potential, model.
Актуальность исследования. В настоящее время актуальным в духовно-нравственном воспитании является проблема развития личности ребенка. При этом особое внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения на началах народной педагогики. Национальные и общечеловеческие ценности имеют огромное значение в воспитании достойной личности.
При этом ценностный потенциал личности детей понимается как система свойств, составляющая основу личностного развития и обеспечивающий соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности.
Олонхо как этнопедагогический фактор духовно-нравственного воспитания является эффективным средством в развитии ценностного потенциала личности детей.
Монография М. И. Баишевой «Этнопедагогические воззрения народа саха на материале олонхо» (2004г.) основана на принципах народной педагогики. Основным ядром исследования является развития ценностного потенциала личности. В ней убедительно настаивается понимание сути олонхо как источника и средства воспитания, основы духовного возрождения национальной культуры, ориентированной на общечеловеческие ценности. Изучение эпоса олонхо автор рассматривает как средство гармонического развития и духовно богатой личности.
Новизна научного труда состоит в разработке модели на основе материале олонхо.
Важнейшим вопросам развития ценностного потенциала личности детей, непосредственно связанного на основе олонхо посвящена глава 3 «Содержание и технология развития ценностного потенциала личности детей нас основе олонхо». В главе 3 подробно раскрыты:
- модель развития ценностного потенциала личности детей на основе олонхо;
- формы и методы развития ценностного потенциала личности детей 5-8 лет на основе олонхо;
- динамика развития ценностного потенциала личности детей 5-8 лет на основе олонхо.
Анализируя психолого-педагогические труды О. В. Акуловой, А. Г. Гогоберидзе, В. И. Логиновой, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, А. П. Усовой, К. Д. Ушинского, автор монографии автор разрабатывает модель «Модель развития ценностного потенциала личности детей (на материале олонхо)».
В предложенной модели на основе олонхо определены следующие подходы: ценностно-смысловой, гуманистический, культурологический, философско-антропологический, личностно-ориентированный и деятельностный. В содержании модели основополагающим является идея девяти тускулов – программа воспитания совершенного человека.
В монографии олонхо рассматривается как источник развития духовно-нравственных, гуманистических основ личности.
Для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста мы разработали тематический план фольклорного кружка «Страна олонхо».
Духовно-нравственное воспитание в фольклорном кружке основано на следующих принципах:
- духовный ориентир – построение жизни на основах национальной традиции и культуры, уклонение от зла и выбор добра;
- гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
- культурологический принцип – соответствие с национальной культурой, ценностями и традициями;
- государственный принцип – воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Цель духовного-нравственного воспитания в фольклорном кружке: формирование нравственной личности, развитие ценностного потенциала личности детей, приобщение к традиции и культуре своего народа путем приобщения к олонхо.
В связи с этим выделили следующие задачи:
- познание и прививание национальной культуры и традиций народа саха;
- раскрытие способностей и талантов ребенка;
- воспитывать гармоничное, позитивное и гуманистическое.
Духовно-нравственное воспитание детей к ценности эпоса олонхо показано на примере олонхо «Нюргун Боотур».
Реализация плана проводится поэтапно.
1 этап – ознакомление с образами и сюжетной композицией олонхо. Творческая работа на тему «Герой олонхо» - рисование детьми героя олонхо.
2 этап – чтение текста олонхо педагогом детям. Диалоговая беседа с детьми. Разучивание детьми отрывка из олонхо.
3 этап – постановка театрализованного представления на праздничном мероприятии «Ысыах».
В якутском эпосе отражаются отношения и закономерности из прожитой жизни предков. Сюжет олонхо строится на героическом подвиге и борьбе Айыы айма5а – верховные божества живущие в Верхнем мире с Абааьы айма5а – существа из Нижнего, подземного мира. В олонхо содержание эпитетов, гипербол, антитез, пословиц, поговорок, пословиц, афоризмов развивает творческое и логическое мышление детей. Следовательно, через ознакомление с образами и сюжетную композицию олонхо происходит нравственное воспитание и развитие ребенка.
Автор подробно раскрывает содержание олонхо – самый крупный эпический жанр народа саха [1]. В якутском эпосе отражаются отношения и закономерности из прожитой жизни предков. Сюжет олонхо строится на героическом подвиге и борьбе Айыы айма5а – верховные божества живущие в Верхнем мире с Абааьы айма5а – существа из Нижнего, подземного мира. В олонхо содержание эпитетов, гипербол, антитез, пословиц, поговорок, пословиц, афоризмов развивает творческое и логическое мышление детей. Следовательно, через ознакомление с образами и сюжетную композицию олонхо происходит нравственное воспитание и развитие ребенка.
В монографии предложены формы и методы развития ценностного потенциала личности детей на основе олонхо, которые способствовали качественному выявлению уровней представления детей об олонхо и развития ценностного потенциала личности детей.
Таким образом, в результате работы фольклорного кружка «Страна олонхо» выявлена положительная динамика роста у детей сущностных личностных качеств, развитие творческой активности.
Автор подчеркивает что, при правильном выборе педагогических условий и их механизме реализации способствует творческому осмыслению содержания эпоса олонхо, раскрытию и развитию личностного потенциала каждого ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная модель выявил эффективность развития ценностного потенциала личности детей на материале олонхо.
Список литературы:
1. Баишева М. И. Этнопедагогические воззрения народа саха: на материале олонхо / М. И. Баишева, А. А. Григорьева. – Новосибирск:Наука, 2008. – 168 с.
2. Бравина Р. И. Человек и судьба. – Якутск: Бичик, 2002.
3. Неустроев Н. Д. Этнопедагогика народов Севера: Учеб. пособие по спец-курсу для подготовки учителей школ коренных народов Севера. – Якутск: ИПКРО, 1999.
4. Уткин К. Д. Культура народа саха: Этнофилософский аспект. – Якутск: Бичик, 1998.
5. Чехордуна Е. П. Язык олонхо. - Якутск: Бичик, 1999.