Олеся Прохорова
Экологическая сказка через проектную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая сказка через проектную деятельность
Актуальность.
С момента рождения ребенка окружает мир природы. Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется,видя зелёную траву, слушая щебетания птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов. Первые восприятия важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес.
Публикация «Экологическая сказка через проектную деятельность» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста необходим творческий поиск, в котором можно выделить такое направление, как экологическая сказка.
Экологические сказки несут «экологическую информацию», т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром.
Цель :
поиск и создание условий для развития личности ребёнка, его ценностной ориентации в окружающем мире природы через актуализацию имеющихся у него основ – экологического образования средствами художественно-речевой и музыкально – театрализованной деятельности.
Задачи:
- дать детям сведения о взаимосвязях в природе
-познакомить детей с особенностями биологии некоторых видов деревьев, птиц, животных
-показать значение деревьев и птиц в жизни человека
- развивать позновательный интерес к природе и бережное отношение к ней
- способствовать становлению нравственных качеств личности: чувства ответственности, готовность прийти на помощь к друзьям
- привлечь внимание детей к русскому народному творчеству – фольклору: пословицам, поговоркам, сказкам.
Работа над проектом велась через интеграцию 5 образовательных областей.
Этапы работы данного проекта :
1 Теоретический:
Наблюдение из окна и на территории детского сада стали хорошей лабораторией для исследовательской работы с неживой и живой природой, рассматривали иллюстрации, изучали художественную литературу и т. д.
После изучения этого блока познавательного материала, мы с ребятами решили сочинить сказку- это бал переход к практическому этапу проекта.
2 Практический:
Началась работа над сказкой, которую назвали «Об одиноком красавце дубе».
У нас возникла идея, а что произойдет если дуб останется стоять один, и мы предложили ребятам взять её за основу нашей будущей сказки.
В результате проделанной работы (выбор персонажей, места и т. д.) мы с детьми вышли на экологическую цепочку (если погибнет дуб, улетят птицы и лишатся своего дома, погибнет урожай от мышей и вредных насекомых, наступит голод для людей.) Из этих цепочек выстраивается основная проблема нашей экологической сказки, так как все в природе взаимосвязано.
Конечно, в нашу сказку мы добавили волшебства. Это колдуны – Злобыдан и Тоскавей. Они то и заколдовали наш дуб. Мы разбавили нашу сказку фольклором (пословицы, поговорки, приметы).
Большую роль в реализации проекта играет привлечение родителей. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
3 Практический результат:
В результате использования метода проекта дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Произошло становление не только личных качеств, но и развитие у детей высших чувств (дружба и любовь к живым существам, которые связанны с событиями и переживаниями сказочных персонажей; интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнения) вызвали у детей поступки сказочных героев ; эстетические чувства (наслаждение, радость, удовольствие, восхищение, переживание) развивались у детей при восприятии красоты и разнообразия живой природы. Природа и человек неразделимы, они составляют единое целое. И оттого, что заложено в дошкольном детстве, будет зависеть отношение к окружающей природной среде подростка в школе и во взрослой жизни.
В процессе работы над проектом дети узнали о взаимосвязях конкретных растений и животных, птиц со средой обитания, об их приспособленности к ней. А так же, что жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга, что нарушения этих экологических цепей ведет к разрушению лесного сообщества.