Ксения Захарина
Статья «Взаимодействие с родителями в период адаптации детей к дошкольному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Захарина Ксения Эдуардовна
воспитатель
Сливенко Сурия Мрадэмовна
воспитатель
МДОУ Д/С КВ №8 «Теремок»
Московская обл
Публикация «Статья „Взаимодействие с родителями в период адаптации детей к дошкольному учреждению“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Лев Толстoй в свое время говорил о том, что все самое главное в личности ребенка закладывается до 5 лет: «Oт пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новoрожденного до меня страшное расстояние». Поэтому родители все чащу, выбирая между домашним обучением и дошкольным учреждение, отдают предпочтение детскому саду, где с ребенком работают специально обученные педагоги.
Поступление ребенка в детский сад является очень важным и значительным событием, как для родителей, так и для воспитателей. От того, как сложатся отношения, зависит дальнейшее взаимодействие между семьей и педагогами. Именно поэтому недопустимо пренебрегать процедурой первой встречи и знакомства с родителями и сводить ее только к деловым контактам. Необходимо установить доверительные отношения, выяснить особенности каждой семьи и провести работу с родителями по созданию наиболее благоприятных условий для адаптации ребенка к ДОУ.
Для того чтобы грамотно организовать работу с родителями для начала нужно изучить семьи своих воспитанников при помощи наблюдения, анкетирования, индивидуальных бесед и т. д. Нужно как можно подробнее ознакомиться с традициями, интересами семей, разузнать о том, как ребенок ведет себя дома и далее на основе полученных данных методично корректировать воспитательный процесс, который проходит вне стен детского сада, путем консультаций и советов. Только добившись максимально одинаковых условий (режим дня, режим питания и т. д.) для ребенка, как в детском саду, так и вне стен дошкольного учреждения, адаптация малыша пройдет максимально комфортно и быстро. Так же для успешной адаптации необходимо создать максимально комфортную психологическую атмосферу в группе для каждого ребенка. Для этого важно выяснить у родителей, каким ласковым именем они называют ребенка дома, чем он любит заниматься, какие особенности его поведения поощряются дома, а какие наоборот.
Так же малыши, которые только что поступили в детский сад наиболее подвержены заболеваниям. Группа детского сада – это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, и, если организм ребенка не закален, он быстро может заболеть. Хорошо если родители, подготавливая ребенка к детскому саду, особое внимание уделяли его закаливанию, но это, к сожалению, не всегда так. Поэтому для того, чтобы ребенок беспрерывно прошел процесс адаптации, нужно проконсультировать родителей и в вопросе поддержания иммунитета ребенка.
Весь период адаптации ребенка должен сопровождаться мониторингом, для того, чтобы каждый родитель мог ознакомиться с тем как их малыш проходит данный этап жизни. Так же мониторинг помогает выявить степень адаптации ребенка к условиям детского сада, что является важным критерием в выборе индивидуальной схемы адаптации ребенка. Всего ученые выделяют три степени адаптации :
Тяжелая степень адаптации – дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Это наиболее неблагоприятный вариант.
Средняя степень адаптации – в эту группу опадают дети без нервных расстройств – они в детском саду «всего лишь» начинают часто болеть. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит корригирующие мероприятия ребенку, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизится к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку и в дальнейшем, когда он переступит порог школы.
Легкая адаптация – дети посещают садик без особых потерь, более или менее с желанием. Обычно период адаптации составляет 3–4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
После успешного окончания периода адаптации в группе, необходимо создать подходящее для каждого ребенка единое воспитательно-образовательное пространство. Это опять же невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
На начальном этапе необходимо выяснить образовательные потребности каждой семьи для согласования воспитательного воздействия на каждого ребенка. Это возможно сделать при помощи различных опросников и анкет – целью которых является выявление запросов, проблем и пожеланий родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.
Большинство родителей отмечают, что им не хватает педагогических знаний по вопросам воспитания, наиболее сложным для них является практическое применение того или иного метода воспитания. Некоторые родители воспитывают ребенка только добротой, исполняя его желания, требования, запросы и т. д. Такой ребенок вырастет безвольным и эгоистичным, он будет проявлять неуважение к другим людям и самолюбие. Другие родители воспитывают только строгостью, постоянно требуют от него какого-то выполнения чего-то, контролируют каждый шаг и при этом проявляют недовольство, в такой семье ребёнок вырастает, как правило, с чертами грубости, лицемерия, лжи, жестокости и т. п. В данных ситуациях важно правильно направить родителей и объяснить, что в воспитании детей одновременно необходима и любовь, и требовательность, их органическая связь и взаимодействие – золотая середина, к которой должны стремиться.
Список литературы
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практич. пос. [Текст] / Авт. -сост. Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2004. – 256 с.
2. Венгер Л. А. Психолог в детском саду / Л. А. Венгер [и др. ]. – М., 1995. – 167 с.