Надежда Николенко
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация ребенка к дошкольному учреждению
(Консультация для родителей)
При поступлении в детский сад ребенок проходит биологическую или физиологическую адаптацию – изменяется режим сна, питания, прогулок; и социальную – изменение привычных форм жизни ребенка, отсутствие родителей, перестройка его отношений с людьми, ситуация вынужденного длительного общения со сверстниками и взрослыми, изменение стиля общения с ними, новое помещение, невозможность в полной мере делать то, что хочется.
Публикация «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» размещена в разделах
На сам процесс адаптации влияют личностные особенности ребенка, характер сложившихся семейных отношений и воспитания. Совокупность этих факторов определяет легкоадаптирующихся – такие дети быстро привыкают к детскому саду без каких-либо изменений в привычном поведении, и трудноадаптирующихся, для которых приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни (привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно.
Существует часть детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. В этом случае адаптация может провоцировать повышенную возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм.
К 3-годам с наступлением кризиса 3-х лет ребенок отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Если новые отношения не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления, проявляющиеся в отношении со взрослыми.
Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает это потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, прямо противоположное тому, что ему сказали.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он сам сказал об этом взрослым, и требует, чтобы с его мнением считались.
Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Успешное овладение деятельности с предметами является основой для развития игровой деятельности и продуктивной (рисование, лепка, конструирование).
Для того, чтобы деятельность носила развивающий характер необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом (матрешки, пирамиды, круглое-некруглое). Предметно-развивающая среда окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек. И в тоже время интеллектуальная активность развивается в зависимости от эмоциональной сферы. Эмоциональная жизнь является определяющей в жизни малыша 2-3 лет. Другими словами, чем бедней и однообразней впечатления, тем ниже уровень интеллектуального развития ребенка.
Взрослым необходимо помнить – детям в этом возрасте более важен процесс, чем результат (малышу интересно то, как карандаш оставляет след на бумаге или на других поверхностях, чем то, что у него получится в результате манипулирования с ним).
К 3-м годам развивается притязание на признание взрослых. Положительно оценивая те или иные действия взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
В возрасте от 1года до 3-х лет выявлен больший диапазон страхов, это объясняется тем, что расширяются рамки жизненного опыта из которого черпается новая информация. Страх могут вызвать самые привычные предметы. Обычно страхи исчезают со временем, с развитием более тонких способов мышления. Наиболее эффективным способом реагирования на страхи – является действие с предметами, вызывающими страх, также наглядный пример взрослых.
На данном возрастном этапе максимально актуализируется потребность в любви, дети зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать близость отца и мамы. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена ребенок остается тактильно бесчувствен.
В этот период жизни ребенка происходит интенсивное формирование активной речи в результате совместной деятельности со взрослым. Нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях.
Внимание, восприятие, память у ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются эмоциональность, открытость, искренность. Он не умеет скрывать свои симпатии или антипатии. Чувства неустойчивы, противоречивы, а настроение подвержено частой смене. Его восприятие мира – эмоционально и совсем не похоже на тот образ, который сформирован у взрослых.
Первая потребность, которую мы должны сформировать – потребность в другом человеке. Развивать у детей доброжелательное отношение к близким и сверстникам, побуждать эмоциональную отзывчивость. Помочь в этом может чтение народных сказок, доступных восприятию малышей.
Развивать чувственную сферу ребенка возможно только через личный пример.