Саад Александра
Влияние гигиенической гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста
По мнению педагогов, маленький ребенок – деятель. И деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте.
Двигаясь, ребенок познает мир, учиться любить. Двигательная активность подчинена основному закону здоровья: приобретаем – расходуя. Оздоровительная гимнастика содержит неограниченные возможности всестороннего развития ребенка. Физические упражнения благоприятно воздействуют на мозг, сердечно – сосудистую, дыхательную и другие системы, укрепляют организм в целом. Поэтому необходимо тщательно заботиться о здоровье ребенка, направлять все силы на раскрытие индивидуальных физических, моральных и духовных качеств, а также на развитие познания радости в движении. Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Их многофункциональность способствует оздоровлению организма в целом, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве.
Публикация «Влияние гигиенической гимнастики на физическую подготовленность детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Темочки
У детей в дошкольном возрасте наблюдается заметное изменение пропорций тела. Это обуславливается тем, что быстро увеличивается длина конечностей по сравнению с туловищем.
У детей, которых присутствуют хронические заболевания, врожденные или приобретенные патологии развития, у часто болеющих детей, наблюдаются сдвиги по динамике роста и развития органов и систем, а также отмечается временная задержка в росте и прибавка в весе. Это в свою очередь приводит к неэффективности учебно-воспитательного процесса. Таким детям необходимо пристальное внимание родителей и педагогов. Необходимо следить за полноценным питанием, строгим выполнением режима дня, длительным пребыванием на свежем воздухе, закаливанием. В оценку физического развития положены показатели длины тела, соотношение длины и массы тела. У детей дошкольников одного и того же возраста, может существенно различаться длина тела. Это зависит в основном от наследственного фактора. Одни дети низкого роста, другие среднего или высокого роста. Масса тела, зависит от характера питания, режима дня, наличия сопутствующих заболеваний и т. д. Дети, у которых масса тела, соответствует росту, находящемуся в пределах от ниже среднего до высокого, имеют нормальное физическое развитие (их большинство). Другую группу составляют дошкольники с отклонениями в физическом развитии. Причины отклонений может быть множество. Низкий рост ребенка, является основной причиной отставания в физическом развитии. Чаще всего причиной нарушения роста может быть 7 перенесенные заболевания рахитом и дизентерией, а также хронические заболевания. Дефицит или избыток массы тела у ребенка, так же может служить отклонением в физическом развитии. Как правило масса тела изменчива, это отклонение поддается коррекции. Дефицит массы тела обусловлен недостаточным поступлением питательных веществ в организм, в свою очередь избыток массы тела – чрезмерное поступление питательных веществ. То и другое состояние является причиной нарушения основного обмена веществ. Это может привести к нарушению осанки, возникновению плоскостопия, а также к ухудшению общего состояния организма ребенка. У детей до 7 лет костно-мышечный аппарат отмечается большой гибкостью, это обуславливается тем, что в костях присутствует значительное количество хрящевой ткани и повышенной эластичностью клеток. Данное состояния костей приводит к нарушению осанки в раннем возрасте, а также влияет на формирование грудной клетки. В этом возрасте формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда- его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).
У детей дошкольного возраста подвижность в суставах развивается неравномерно. Чем старше ребенок становиться, тем меньше становиться подвижность в суставах. Причиной служит ухудшение эластичности мышечно-связочного аппарата и других морфологических изменений в организме. Педагоги должны брать во внимание все изменения, так как это может повлиять на процесс развития гибкости у ребенка.
Специальное воздействие физическими упражнениями на подвижность в суставах должно быть согласовано с естественным ходом возрастного развития организма.
В возрасте с 3 – 5 лет ребенок еще не может сознательно регулировать дыхание при физических нагрузках. Педагоги, воспитатели и родители должны приучать детей дышать через нос. Если во время физических упражнений или игр ребенок начинает дышать через рот, следует уменьшить нагрузку и дозировку выполняемых упражнений. Для дошкольников полезны упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями.
Учитывая относительно большую потребность детского организма в кислороде и повышенную возбудимость дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать легко, без задержки.
Важна и правильная организация двигательной активности дошкольников. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания увеличивается примерно на 20%.
В детском возрасте с 3-7 лет сердце интенсивно растет, хорошо снабжается кровью, благодаря этому сердце выносливое. Сонные артерии имеют большой диаметр, поэтому мозг хорошо крово-снабжается, что является важным условием его работоспособности.
Следует различать понятия «гибкость» и «подвижность», поскольку они не идентичны и между ними имеются существенные различия. Матвеев Л. П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений детей». Подвижность в суставах является необходимой основой эффективного технического совершенствования. Причиной замедления освоения двигательных навыков может быть недостаточная гибкость. Ограничение уровня проявления силы, может служить недостаточная подвижность в суставах, а также может наблюдаться нарушения скоростных и координационных способностей, повреждение мышц и связок.
Проявление гибкости у детей дошкольного возраста зависит от некоторых факторов. В литературе анатомии и фитологии выделяют анатомическою или скелетную подвижность, которая является главным фактором, обуславливающим подвижность суставов.
Рекомендуется выполнять упражнения для развития гибкости в подготовительной и заключительной частях каждого занятия.
Гимнастика – это система специально подобранным физическим упражнениям, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического развития и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Оздоровительная гимнастика – это полный комплекс физических упражнений, способствующих общему улучшению самочувствия. Она включает в себя достаточно легко исполнимые движения. Необходимо выполнять движения так, как позволяет тело и физическая подготовка ребенка. Этот комплекс позволяет сохранить, а в некоторых случаях даже существенно увеличить, подвижность суставов.
Оздоровительная гимнастика является важнейшим спортивным аспектом в физическом развитии и становлении организма детей дошкольного возраста. Упражнения, входящие в комплексы оздоровительной гимнастики, служат формированию правильной осанки, развитию координации движений, силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также вниманию и усидчивости на занятиях. Особенно занятия необходимы детям с ослабленным иммунитетом, склонным частым простудным заболеваниям Для детей дошкольного возраста занятия направленны на формировании основных видов движения: развитие мелкой моторики рук, формирования навыка равновесия, навыка любознательности, познавательности, проявление интереса к физическим упражнениям и к самостоятельному выполнению.
Также во время занятий развиваются следующие качества:
• Честность;
• Трудолюбие;
• Дисциплина;
• Сопереживание;
• Помощь ближнему;
• Проявление творческой инициативы.
Основными функциями программы оздоровительной гимнастики является :
• Оздоровительные;
• Воспитательные;
• Образовательные.
Не менее важной задачей является выработать привычку к самостоятельному выполнению физических упражнений, а также соблюдению режима дня. Это должно доставлять ребенку радость, удовольствие и желание продолжать тренировочный процесс. Таким образом, занятия проходят в форме активных, веселых и развлекательных играх, это в свою очередь формирует находчивость и воображение. Различные физические упражнения, такие как бег, ходьба, лазанье, перелазанье, бросание и ловля предметов, поднимание и переноска предметов, преодоление различных препятствий развивает у детей различные физические качества, целеустремленность, работу в команде, силу воли, скоростные способности. Такие занятия хорошо развивают у ребенка самооценку и уверенность в собственных силах. Так же важно отметить, что оздоровительная гимнастика улучшает все обменные процессы в организме, кровообращение в сосудах и органах, способствует росту мышечной ткани. Благодаря различным программам оздоровительной гимнастики, включающие в себя элементы эстетической, художественной и спортивной 21 гимнастики, являются одним из самых полезных направлений в развитии гармонии, ритмики, динамики, грации и силы. Необходимо, чтоб ребенок вырос гибким, сильным и выносливым, на начальных этапах тренировочного процесса большое внимание уделяется базовым упражнениям, согласованности движений и плавности динамики. Это все необходимо для совершенствования двигательных функций.
В нынешнее время одно из самых простых, но в тоже время, самых эффективных способов поддержания организма ребенка дошкольного возраста в тонусе, является утренняя гигиеническая гимнастика. После утреннего подъема чтобы начать адекватно воспринимать все, что происходит вокруг, большинству детей требуется определенное время, а именно несколько часа. После утреннего пробуждения организм восстанавливает физиологические процессы, активизирует центральную нервную систему, повышает уровень трудоспособности. При выполнении утреней гигиенической гимнастики и принятия водных процедур активизируется работа кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, улучшается функционирование всех органов и систем.
При занятиях утренней гигиенической гимнастикой :
• Активизируется иммунная система, что способствует к защите от неблагоприятных факторов окружающей среды;
• Существенно повышается общая работоспособность организма ребенка;
• Формируются базовые двигательные навыки;
• Профилактика сколиоза и плоскостопия;
• Формируется потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями и совершенствованию их.
Также непродолжительные, но регулярные занятия утренней гимнастикой, достаточно, чтобы повысить настроение ребенка, ощутить прилив сил и бодрости. Необходимо отличать утреннюю гимнастику от зарядки и тем более от тренировки. Для выполнения зарядки и тренировки необходимо более длительное и настойчивое выполнение упражнений, а также повышенное внимание и дисциплину. Для детей дошкольного возраста все же больше подходит утренняя гигиеническая гимнастика, которая имеет более размеренный и спокойный темп выполнения упражнений. Она постепенно приводит детский организм в рабочий режим. Как правило, данное занятие представляет собой набор различных несложных упражнений, примерное повторение не более 10 раз. Ели делать утреннюю гимнастику через силу, либо, когда ребенок плохо себя чувствует и недомогает, это может принести организму больше вреда, нежели чем пользы. Утреннюю гигиеническую гимнастику следую проводить в хорошо проветриваемом помещении, на свежем воздухе на детской игровой площадке или стадионе. Начинать занятие нужно с более простых упражнений, постепенно переходить к более сложным. Педагог должен индивидуально подходить к каждому ребенку. Потому что, у каждого ребенка свой уровень развития. Так же, утренняя гимнастика показана для детей после болезней, когда дети длительное время находятся в малоподвижном состоянии. Заканчивать утреннюю гимнастику следует водными и гигиеническими процедурами. Прежде всего, она обеспечивает нормализацию и стабилизацию работы всех функций детского организма, повышает уровень его работоспособности, обеспечивает профилактические действия к противостоянию воздействия различных внешних раздражителей, поддерживает высокий уровень 23 культуры движений и дальнейшего поведения, дисциплинирует, добавляет силы и уверенности. Все упражнения гигиенической гимнастики строятся на простоте выполнения упражнений и их доступности. Гигиеническую гимнастику можно выполнять в любое время суток. Наиболее часто ее практикуют в утренние, дневные (обеденные, а также вечерние часы. Весь комплекс упражнений за один подход выполняется на протяжении 10 – 15 минут. При этом их можно делать как один, так и несколько раз в день в различное время суток. Правильно спланированные упражнения и их последовательность покажут реальные результаты уже после 10 первых занятий. В процессе выполнения упражнений воспитателю важно следить не только за общим самочувствием детей, но и за дыханием. Если очередное упражнение выполняется через силу или с трудом, его следует немного отложить до того момента, пока организм ребенка не будет к нему готов.
Помните, гигиеническая гимнастика это простой, доступный, эффективный и весьма полезный комплекс упражнений для детей от 3-х до 7- ми лет. Занимает минимум времени, но способен в конечном итоге творить настоящие чудеса.
Список литературы:
1. Антонова, О. А. Возрастная анатомия и физиология /О. А. Антонова. – М. : ЛитРес, 2018. – 15с.
2. Бердинков, Г. И. Массовая физическая культура в ВУЗе : Учебное пособие / Г. И. Бердинков, Максимова В. Н. – М. : Высшая школа, 1991. – 240с.
3. Кузьменко, М. В. Образно-игровая ритмическая гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста : учебное пособие / М. В. Кузьменко. – М. : Книга и бизнес, 2017. – 116с.
4. Кузьменко, М. В. Ритмическая гимнастика в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие / Е. Е. Биндусов, М. В. Кузьменко. – М. : Книга и бизнес, 2014. – 84с.
5. Сафаров, Т. В. Новожилова, Л. В. Особенности проведения лечебной гимнастики с детьми дошкольного возраста / Сафаров, Т. В. Новожилова, Л. В. коллектив авторов – М. : ЛитРес, 2015. – 129с.