Наталья Мочалова
Устное народное творчество в развитии речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему «Устное народное творчество в развитии речи детей».
В наше время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями и нарушениями. Наиболее эффективным средством по профилактике и коррекции этих отклонений является использование устного народного творчества, фольклора с целью развития детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Устное народное творчество
- Темочки
Фольклор является важным средством обогащения и развития речи детей, которое формирует отношение к окружающему миру и играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Ценность фольклора заключается в установлении меду детьми и взрослыми быстрого эмоционального контакта через общение. Устное народное творчество имеет интересное содержание, богатую фантазию. Создание яркого художественного образа привлекает внимание детей, доставляя ему радость, оказывая на него воспитательные воздействия. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малые богатства- смысловое, звуковое и речевое.
Художественное народное слово сопутствует ребенку с первых месяцев жизни, когда взрослый начинает приговаривать напевные двустишие, петь колыбельные и т. д.
Сухомлинский В. А. большое внимание уделял народным сказкам, потешкам и песням, т. к. их считал незаменимым средством пробуждением дошкольников к самостоятельности и познавательной активности.
Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песенок, потешек, и кончая пословицами, сказками дает детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбие, доброты, дружбы, взаимопомощи. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песенки и пестушки, потешки.
Произведение устного народного творчества имеют огромные познавательные и воспитательные значения, способствуют развитию образного мышления, обогащающего речь детей.
Попевки, приговорки, потешки- первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувство, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Устное народное творчество широко используется в воспитании детей.
Такие педагоги, как Ушинский К. Д., Тихеева Е. И., Флерина Е. А., Усова А. П. отмечает большое влияние малых фольклорных форм на воспитании культуры речи ребенка. Через художественную литературу и фольклор ребенок успешно учиться родному языку.
Газиева С. А., Карпинская Н. С., Соловьева О. И. считали, что через использования малых форм фольклора в повседневной жизни происходит эстетическое развитие детей, формируются нравственные качества, развиваются патриотические чувства.
Устное народное творчество- неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатление о ней.
Речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального речевого окружения, от воспитания обучения, которое начинается с первых дней его жизни. К сожалению, родителям в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и в процессе развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательные и воспитательные значения, способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей. Устное народное творчество- это история народа, его духовное богатство. Веселые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевертыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт великий народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение.
Простая рифма, неоднократно повторяющие слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания слова их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение звуков.
Применение устного народного творчества возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений словесного фольклорного творчества русского народа различных жанров и разносторонних использовании их в педагогическом процессе. Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению словарного запаса.
Обращения к хорошо знакомым, любимым детьми жанрам фольклора (например, колыбельная песня) обеспечивает эффективность формирования самостоятельной речи дошкольников.
Использование всех доступных детям жанров русского фольклора и развития, воспитание и обучение дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении, театрализованных, сюжетных играх.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первое впечатления о ней.
Начиная с младшего дошкольного возраста, исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выраженные, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Вот, что писал о силе слова К. Д. Ушинский: «Не условным звуком только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимо груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером его людей, с обществом среди которого он живет, с его историями и стремлениями, как не мог бы познакомить, ни один историк; оно вводит его в народное верование, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».
В этих словах великого педагога указан не только ожидаемым результат освоение родного языка, но и метод его изучения: доверие «Языку-учителю», который «не только учит многому, но и учит удивительно легко, по какому -то недосягаемо-облегчающему методу».
Таким образом, помогая детям овладеть языком произведений устного народного творчества, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка.