Морозова Надежда
Консультация «Творческая и изобразительная деятельность в условиях инклюзивного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Морозова Надежда Сергеевна
воспитатель
МАОУ Гимназия №10
г. Пушкино
2025г.
ТВОРЧЕСКАЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ
Аннотация: в данной статье рассматриваются актуальные аспекты работы с детьми с ограниченными возможностями в рамках инклюзивного обучения, раскрываются социальные условия и правовые основы.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Темочки
Особое место в учебном процессе занимает творческая и изобразительная деятельность. В данной статье раскрываются основные организационные формы и методы работы, обеспечивающие работу с детьми с различными отклонениями в психофизическом развитии в условиях массовой школьной среде.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с ОВЗ, формы обучения, индивидуализация обучения, программы обучения, индивидуальные планы, сопровождение, взаимодействие учащихся.
В настоящее время современная система образования наиболее адаптирована к работе с детьми со стандартными возможностями, которые способны обучаться по общим программам и имеют возможность полноценно воспринимать существующий учебный материал. Однако дети, имеющие определённые отклонения (аномалии) в своём развитии, могут и часто выпадают из общего образовательного процесса. Одной из наиболее часто встречающихся причин такого положения является отсутствие у значительной части педагогического состава образовательных учреждений необходимого опыта работы с данной категорией детей, отсутствие необходимых знаний в медицинской сфере, сфере коррекции и педагогики. Но существующие проблемы в семьях, имеющих детей с инвалидностью, имеют и иные аспекты. Не комфортно, сложно жить человеку (а тем более ребёнку) с ограниченными возможностями в обществе с устоявшейся моралью среднестатистического человека, не всегда воспринимающего толерантно людей, чем-то отличающихся от них. Но инвалид имеет полное право жить, любить, наслаждаться искусством, участвовать в творческом процессе, принимать участие в судьбе своего родного края. Решить эту важную проблему, помочь человеку с ограниченными возможностями найти своё место в жизни, дать возможность реализовываться, проявлять творческие навыки, и призвано инклюзивное образование. Недавно появившееся в России, инклюзивное образование призвано воспринимать ребенка таким, каким он есть и выстраивает именно под него систему обучения. В ее основе закреплены взгляды и практические педагогические действия, которые обеспечивают доступ к образованию для всех детей без ограничений, создают невозможность дискриминации детей с ограниченными возможностями со стороны «благополучных» сверстников в условиях массовой школы.
Перед инклюзивным образованием стоит задача целенаправленно развивать систему принципов и способов организации воспитательного и учебного процессов, создания необходимых условий, способствующих наиболее эффективной реализации соответствующих государственных федеральных стандартов. В нормативных документах красной линией проходит тезис, что все дети – это, прежде всего, личности, и, с учётом их физиологических и умственных особенностей, они нуждаются в индивидуальном подходе в обучении, коррекции и воспитании на основе специальных педагогических разработок, которые соответствуют задачам и потребностям общества. Таким образом, инклюзивное образование становится наиболее перспективной формой образования детей с ограниченными возможностями и создаёт условие гармоничного развития личности. От профессионализма педагогических кадров, правильно выбранного вектора развития педагогической науки, совместной работы государства, педагогов и родителей во многом зависит результативность работы, а в конечном итоге – счастье и здоровье таких детей.
Важное место в системе инклюзивного образования отводится изобразительному искусству и творческому подходу. Приобщение к изобразительной деятельности формируют у детей такие качества, как творческая и общественная активность, развивают чувства прекрасного, расширяют кругозор, способствуют развитию ряда качеств и навыков, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности, помогает больным освободиться от существующих комплексов и нормализовать эмоциональный фон.
Практически все дети любят рисовать, мастерить и фантазировать. Именно тяга к творчеству является той стимулирующей силой, которая помогает освободиться от комплексов, способна создать психологически комфортную атмосферу в развивающем и образовательном процессах.
Изучение психолого-педагогических особенностей изобразительной деятельности показало, что обучение рисованию детей с ограниченными возможностями здоровья признано одним из важных коррекционно-развивающих факторов. Рисование играет большую роль в развитии моторики рук, подготовке ребенка к письму, навыках самообслуживания, а также реализации всего его творческого потенциала. На творческих занятиях важно создать спокойную рабочую обстановку, не допускать возникновения стрессовых и конфликтных ситуаций, уметь избегать их, разряжать обстановку различными беседами проявление доброты, понимания, толерантности и уважении друг к другу. Помимо творческой атмосферы необходимо создать в учебном процессе «ситуацию успеха» ученика, обстановки располагающей к комфортной деятельности.
Важным является развитие у детей способности к эмоционально-эстетическому восприятию окружающего мира, развитие нравственно-эстетических взглядов на окружающую действительность. В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, творческое направление служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки, полученные на занятиях изобразительным искусством, помогают детям при усвоении материалов параллельных дисциплин, в дальнейшей их трудовой деятельности. От положительного исхода таких занятий у детей вырабатываются положительные эмоции, которые помогают ему справиться с работой.
Вывод: Творческая деятельность является эффективным средством налаживания контакта между
здоровыми детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует формированию уверенности в своих силах, чувства радости творчества и успеха в жизни и учебе.
Список литературы
1. Шевелева Д. Е. Особенности организации инклюзивного образования в
России и за рубежом (компаративистское исследование) / Д. Е. Шевелева // Проблемы современного образования. – 2014. – №5. – С. 105–115 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pmedu.ru/index.php/ru/zhurnaly-2014-
g/vypusk-5
2. Лозовицкая О. В. Создание адаптивной творческой среды для детей с
ограниченными возможностями здоровья на занятиях по изобразительной деятельности (в рамках инклюзивного образования) / О. В. Лозовицкая; отв. ред.
3. С. В. Алехина // Инклюзивное образование : практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции,
МГППУ. – М., 2013.
4. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с
англ. Н. В. Борисовой – М. : РООИ «Перспектива», 2008.