Карпова Ольга Викторовна
Технология изготовления русской народной куклы с применением лоскутной пластики
▼ Скачать + Заказать документы
"Технология изготовления русской народной куклы (направление – лоскутная пластика)."
Цель: повышение знаний воспитанников и родителей о русской культуре, привлечь к изготовлению и использованию в игре с детьми народной куклы.
Задачи:
1. Привлекать внимание родителей к истории куклы, выделяя ее достоинства;
2. Знакомить с элементарными приемами рукоделия;
3. Научить делать народную куклу,
Публикация «Технология изготовления русской народной куклы с применением лоскутной пластики» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
4. Расширить представления родителей о роли народной куклы в воспитании дошкольников.
Актуальность:
Эта тема для меня очень актуальна, так как наш детский сад работает по приоритетному направлению по речевому развитию детей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Так как приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств, развития духовности и уважительного отношения к истории и культуре своего народа.
Чем хороша самодельная, тряпичная кукла :
• Используются натуральные, экологически чистые ткани;
• Мягкие природные цвета;
• Легко починить или придать новый образ;
• Функциональна;
• Можно изготовить куклу любого возраста;
Тряпичную куклу можно изготавливать под руководством воспитателя, дома вместе с родителями или самостоятельно.
Из истории:
На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Я расскажу о некоторых.
Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Она была оберегом женщины, дома, очага.
При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.
Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы.
Были и другие куклы, которыми играли.
Самая распространенная детская игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы.
Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т. е. не рвалась, портилась - это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, мать мастерила куклу-пеленашку чтобы согреть колыбельку. Куколка изображала младенца и «обживала» люльку, чтобы ни домовой, ни любая другая нежить не прижилась в колыбели. А после рождения кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.
С помощью кукол устраивали счастливую судьбу (на счастье, на счастливое замужество, защищали свадьбу, крепкий семейный союз куклы- неразлучники.
Куклу кувадку мастерила мать в ожидании ребенка. Хороший оберег для отъезжающих это кукла- подорожница.
Это маленькая куколка с котомкой, в которую помещали щепотку земли или золы. На приход весны и оберег молодости и красоты – делали традиционную куклу-веснянку. В русских народных сказках, где герои ищут свое счастье, упоминается эта куколка: кукла-счастье как куколка-помощница. Считается, что если носить такую куколку с собой, тебе будет сопутствовать успех и найдешь ты свое счастье.
Оберегали куклы дом, сон, служили оберегами на сытость и достаток (Крупеничка или зерновушка). Делали зерновушку после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве.
У каждой хозяйки в доме в "красном углу» была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы".
И у новорожденных детей была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза". Были и обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
Предположительно кукла Отдарок-на-подарок была одной из первых куколок, с которой соприкасались малыши на Руси.
Практическая часть:
Сегодня мы будем делать народную куклу Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку, они дарили ее с родителям, родственникам, гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.
Эти куколки делались без иголки. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили!»
Для изготовления куколки необходимо :
1. Прямоугольный кусочек цветной ткани.
2. Маленький кусочек белой ткани для головы.
3. Нитки и узкие ленты.
Скатать из этого узкого, белого кусочка ткани плотную скаточку (сложить этот кусочек ткани пополам, а затем его плотно скатать). Это будет голова.
В центр прямоугольного, цветного лоскутка вложить скатку. Завернуть прямоугольник и перевязать длинной ниткой вкладыш, получилась голова. Нужно постараться, чтобы на голове было как можно меньше складок.
Затем формируем ручки и той же ниткой перевязываем под ними пояс куколки.
После обматываем крест-накрест по груди и спинке куклы и еще 2 витка на поясе, завязываем. Можно, вместо нитки, обвязать узкой лентой, для красоты.
Получается готовая куколка «отдарок-на-подарок».
При изучении ФГОС ДО, я отметила, что народная кукла решает достаточно много задач по всем образовательным направлениям.
Взаимосвязь народной тряпичной куклы с образовательными областями:
1. Социально-коммуникативное.
• Кукла формирует патриотические чувства, воспитывает моральные и нравственные ценности.
• Через игру, развивает общение ребенка, взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
• Развивает эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
• Формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества.
2. Познавательное развитие.
• Развивает любознательность, воображение и творческую активность.
• Формирует представления об объектах окружающего мира, о родине, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
3. Речевое развитие.
• Обогащает активный словарь.
• Развивает связную, диалогическую и монологическую речь.
4. Художественно-эстетическое развитие.
• Формирует элементарные представления о видах искусства.
• Знакомит с фольклором.
• Реализует самостоятельную творческую деятельность детей.
5. Физическое развитие.
• Развивает моторику обеих рук.