Лариса Бычкова
Технология приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Технология приобщения
дошкольников к истокам
русской народной
культуры
Воспитатель: Бычкова Л. И.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Интеграция образовательных областей
3. Принципы построения технологии
4. Формы работы с детьми
5. Предполагаемые результаты
6. Материально-техническое обеспечение
7. Научно-методическое обеспечение
8. Учебно-тематическое планирование
9. Оценка, анализ и обобщение результатов работы
10. Выводы. Рекомендации
11. Приложения
Темочки:
• Взаимодействие с педагогами
• Взаимодействие с родителями
• Конспекты
• Картотеки
• Фото
Пояснительная записка
Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов.
На современном этапе развития общества возрождается интерес к истории и культуре русского народа, его традициям. Растет национальное самосознание, стремление людей познать и понять самобытность России.
Все ускоряющийся научно-технический прогресс стремительно изменяет жизнь современного общества, в том числе изменения касаются и дошкольного образования : существенно повышаются требования к процессу воспитания и обучения дошкольников, к качеству работы педагогов, к уровню их профессиональной компетентности. Но, в то же время, наблюдаются и негативные тенденции: у подрастающего поколения недостаточно сформированы нравственно-духовные ценности. Современные дети (и взрослые) плохо знают историю и культуру своего народа. Это порождает проблему: человек незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа, – человек без прошлого, а значит, - и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому, нужно как можно раньше приобщить детей (и взрослых) к национальной культуре, воспитывать любовь и уважение к Родине. Одним словом, осуществлять гражданско-патриотическое воспитание юных граждан. Это свидетельствует о том, что особо актуальным становится вопрос формирования этнокультурной компетентности у педагогов и детей. В наше время давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Зачастую сами воспитатели недооценивают присказки, заклички, сказки, народные игры и т. д.
Следовательно, необходимы специальные условия, методики и технологии
работы в ДОУ, обеспечивающие приобщение к миру общечеловеческих
ценностей.
Интеграция образовательных областей
Педагогическая целесообразность технологии, состоит в том, что она учитывает принцип интеграции образовательных областей («Познавательное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие»). Кроме того знакомство с устным народным творчеством путем приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям дает возможность детям соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, предметам русского быта. Непосредственно во время занятий в мини – музее «Русская изба» ребенок увидеть, рассмотреть и по желанию потрогать экспонаты. Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, созданная на протяжении веков. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника.
Новизна данной технологии состоит в том, что она раскрывает развивающие функции устного народного творчества народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Исходя из этого, технология построена на духовно – нравственном и эстетическом воспитании дошкольников с учетом культурных традиций русского народа.
Актуальность технологии обусловлена тем, что в настоящее время малые фольклорные формы недостаточно широко используются в работе с детьми. К сожалению, в последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падения интереса к нему. В то время, как развивается наука и техника, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять свою яркость, самобытность, эмоциональность.
Многие люди напрочь забыли о традициях и ценностях, издавна присущих русскому народу. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, компьютерных играх сомнительного содержания (стрелялках).
Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.
Отличительная особенность технологии заключается в целенаправленном создании условий, обеспечивающих накопление познавательного опыта через организацию занятий в мине – музее «Русская изба». Занятия по познавательному развитию дают возможность глубже познакомиться с русской народной культурой, народными промыслами.
Цель развитие познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста через приобщение к устному народному творчеству;
Формирование ориентиров в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста, основанных на их приобщении к истокам русской народной культуры.
Для достижения поставленной цели в технологии определены следующие задачи:
Образовательные:
• Знакомить детей с русскими народными сказками, сказочными персонажами.
• Знакомить детей с русскими народными промыслами.
• Совершенствовать знания детей о жизни наших предков, их бытом, одеждой.
• Знакомить детей с русскими народными праздниками.
• Учить уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Учить детей осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)
• Знакомить детей с историей русского народного костюма, головных уборов.
• Знакомить со всеми видами русской народной культуры.
Развивающие:
• Сформировать интерес у детей к истории Руси.
• Закладывать фундамент для освоения детьми национальной культуры.
• Развивать у детей самостоятельность и ответственность как основных ценностей системы взросления в процессе знакомства с малыми фольклорными формами.
• Развитие личности ребенка в процессе разучивания малых форм фольклора, знакомства со сказками (их проигрывание, иллюстрация, пояснение незнакомых слов, песенками, обычаями, предметами русского быта.
• Развивать у детей понимание принадлежности их к русскому народу.
Воспитательные:
• Прививать любовь к устному народному творчеству.
• Формировать у детей личностную культуру, приобщая их к богатому культурному наследию русского народа.
• Воспитывать эмоционально-чувственную сферу на основе приобщения к малым фольклорным формам.
• Воспитывать интерес и любовь к произведениям русской народной культуры.
• Воспитывать чувство патриотизма: гордости за свою страну, свой город.
• Воспитывать нравственные чувства: честность, трудолюбие, желание прийти на помощь, отвагу.
Принципы построения технологии
Организация работы по технологии основывается на следующих принципах:
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории.
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному».
4. Принцип преемственности.
5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
При реализации технологии на занятиях используются разнообразные методы и приемы. Все методы используются в комплексе.
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях экспонатов в их натуральном виде; демонстрация уникальных предметов быта и документов из музейного фонда; просмотр видеофильмов, видеозаписей, иллюстраций, наглядных пособий и т. п. ;
Практический создание макетов по темам программы, выполнение познавательных упражнений, творческих заданий (на внимание, память, эрудицию);
Словесный объяснение (нередко – с использованием колыбельных песен, пестушек, поговорок, рассказ, беседа, обсуждение, анализ пословиц, отгадывание загадок;
Игровой создание, проигрывание и анализ ситуаций, моделирующих реальную жизнь; ролевые игры; путешествие по сказкам; инсценирование с погружением в прошлое, участие детей в различных народных и детских праздниках, фестивалях;
Исследовательский Решение проблемных задач с помощью педагога. выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятий- встреч
Формы работы с детьми
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
Блоки
педагогического процесса Возможные формы работы
Занятие Занятие строится по следующему алгоритму:
• Определение темы
• Вводная беседа
• Инструктаж по безопасному использованию инструментов
• Постановка цели
• Формулирование задач
• Определение этапов деятельности, промежуточных результатов
• Словесная инструкция, показ по необходимости
• Физкультминутка
• Подбор материала
• Выбор методов и приемов
• Самостоятельная работа
• Подведение итогов
Совместная
деятельность взрослого
с детьми, а также ребенка со сверстником Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в приобщении детей к истокам русской народной культуре. К этому блоку относятся народные игры, праздники и развлечения. Инсценировка сказок. Обыгрывание потешек. Разучивание закличек.
Свободная самостоятельная деятельность детей Планирование этой работы предполагает в первую очередь создание педагогом условий, которые способствуют этой самостоятельной деятельности. Для этой цели в саду организована мини-изба, собраны предметы утвари, куклы в национальных костюмах.
Предполагаемые результаты
У детей будет сформирован интерес к истории Руси, привита любовь к устному народному творчеству, а также в процессе обучения будет сформирована личностная культура, через приобщение их к богатому культурному наследию русского народа.
Воспитанник будет знать:
• Русские народные сказки, сказочных персонажей.
• Русские народные промыслы.
• О жизни наших предков, их быте, одежде.
• Русские народные праздники.
• Малые фольклорные формы.
• Историю русского народного костюма, головных уборов.
• Русские народные промыслы.
• Русские народные праздники.
Воспитанник будет уметь:
• Использовать в активной речи потешки, считалки, загадки.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
• Уместно и правильно использовать пословицы и поговорки в повседневной жизни, применять их к личному поведению.
• Осмысленно и активно участвовать в русских народных праздниках (знание названия праздника, пение песен, частушек, чтение стихов.)
• Использовать атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Определение результативности проводится путем педагогической диагностики 2 раза в год. Диагностический инструментарий позволяет выявить, насколько дети разбираются в жанрах малых фольклорных форм и владеют ими. Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивается по следующим критериям:
• Ребенок составляет предложение из трех (или более) слов.
• Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации подбирает по два-три слова разных частей речи (прилагательных и глаголов).
• Ребенок замечает неточности в небылице (так не говорят, не правильно).
• Правильно определяет значение слова по функции предмета (лес – туда ходят за грибами) или по родовому понятию (лес – это место где растет много деревьев, где много птиц, животных).
• Правильно понимает смысл пословицы и может придумать рассказ.
• Правильно отгадывает загадку.
• Называет героев сказок.
• Знает предметы обихода, утвари, одежды наших предков.
• Знает основные русские народные праздники.
• Может по показу образца назвать русские народные промыслы.
• Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации.
• Ребенок замечает неточность в небылице.
• Правильно поясняет значение пословицы и может придумать рассказ.
• Знает много поговорок, пословиц, считалок.
• Составляет рассказ, используя отдельные слова из пословицы.
• Умеет доказывать отгадку.
• Правильно определяет значение слова по функции предмета.
• Знает много сказок.
• Называет героев сказок по описанию.
• Знает предметы обихода, утвари, предметы одежды наших предков.
• Знает основные русские народные праздники.
• Знает и узнает по отдельным элементам основные русские промыслы.
Формы проведения итогов реализации технологии
• аналитическая справка по итогам педагогической диагностики (результативности) работы детского объединения за учебный год;
• диагностические карты;
• защита творческих проектов;
• развлечения;
• открытое занятие.
• выставки детских творческих работ, детские конкурсы поделок и рисунков, праздники, РМО, открытые занятия.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проходят в «Русской комнате» или в групповой комнате.
Дидактический материал:
• Плакаты,
• Картины,
• Фотографии,
• Дидактические карточки,
• Методическая литература,
• Музыкальные инструменты,
• Спортивные снаряды и оборудование,
• Декорации,
• Костюмы,
• Компьютер,
• Телевизор,
• Магнитофон,
• Мультимедийный проектор,
Демонстрационный материал:
Старинная утварь в «Русской комнате» : горшки глиняные, крынки, чашки, самовар, ложки деревянные, рушники, прялка, веретено, печка, кухонная утварь.
К группе : куклы в народных костюмах, куклы-обереги, куклы герои сказок, игрушки-забавы, матрешки.
Научно-методическое обеспечение
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» программа, учебно – методическое пособие. С-Пб; Издательство «Детство – Пресс», 1998г.
2. И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина «Ознакомление детей с русским народным творчеством». С-Пб; «Детство-Пресс», 2013г.
3. Т. А, Бударина, О. Н. Корепанова «Знакомство детей с русским народным творчеством». С-Пб; «Детство-Пресс»,2015г.
4. Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». Творческий центр, Москва, 2009г.
5. Соломенникова О. А. «Радость творчества». Москва,мозаика – синтез, 2005г.