Инна Чайка
Статья на тему: «Становление и развитие цели воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Становление и развитие цели воспитания
Проблема цели воспитания ключевая в теории и практике.
Цель воспитания – осознанное представление конечного результата воспитательной деятельности; ожидаемые результаты воспитания; изменения в воспитании отдельного дошкольника и группы.
Такие результаты могут быть промежуточными и конечными.
Публикация «Статья на тему: „Становление и развитие цели воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
К. Д. Ушинский придавал большое значение цели педагогической деятельности и сравнивал архитектора и учителя: «… чтобы вы сказали об архитекторе, если бы он начиная строить здания не знал, что получится храм, дом, сарай и т. д…. то же самое и к педагогу…».
А. С. Макаренко подчеркивал, что в педагогике важно не только четко определить педагогические цели, но и определить пути их достижения.
Цель воспитания является важнейшей категорией в педагогике и является системообразующей. Цель определяет и содержание, методы и формирует образование. Цель образования необходима учителю – практику для того, чтобы его деятельность имела смысл, т. к. деятельность человека всегда целенаправленна.
Общая структура целей включает: общую государственную цель (социальный заказ в системе образования, сформулированный в государственном образовательном стандарте). Эта цель конкретизируется образовательным учреждением, еще более конкретная цель выстраивается на год обучения, а также цель конкретного воспитательного мероприятия.
История развития цели воспитания.
Идея цели воспитания как представление об идеале совершенного человека идет из глубины веков. В античной Греции выдвигается формула калокагатии «прекрасный в духовном и физическом отношении». Платон отдавал предпочтение воспитанию качества ума, воли и чувства.
Аристотель писал о воспитании мужества, выносливости, умеренности и справедливости. В эпоху возрождения развивается идея цели культа человека, культа телесной красоты, духовной, эстетической.
Я. А. Коменский считал самым важным в воспитании умственное представление себя и окружающего мира; нравственное воспитание; религиозное, как стремление к Богу.
Ж. Ж. Руссо твердо стоял на позиции подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.
И. Г. Песталоцци цель воспитания видел в развитии способностей и дарования человека, заложенные в нем природой, постепенно их совершенствовать обеспечить гармоничное развитие.
40 – е годы 20 века – возникновение идеи марксизма. Идея всестороннего развития личности получает развитие и другую трактовку. Во-первых во всестороннее включает трудовое и политическое и огромную роль отводится умственному, физическому развитию.
Марксисты имели ввиду равенство возможностей людей во всестороннем развитии личности. Раскрывается классовый характер воспитания.
В педагогике советского периода цель воспитания трактовалась с позиции марксизма, предполагающее сочетание в личности духовного богатства с моральной чистотой и физическим совершенством.
С началом перестройки такая трактовка подверглась критики как нереальная и не достижимая. В современной педагогике существуют различные точки зрения на формулировку цели воспитания.
Первая точка зрения – нет нет альтернативы всестороннему и гармоничному развитию личности; такая цель идет из глубины веков. Такую цель разделяет Ю. Азаров и многие другие. Важно заметить, что и цель гуманистического воспитания тоже гармоничного развития личности.
Вторая точка зрения – О. С. Газмон, который критиковал цель всестороннего развития личности, как недостижимую и предложил разностороннее. Предлагал формирование базовой культуры личности и базового образования. Газмон не исключает цели всестороннего развития личности как отдаленной.
Считается, что цель воспитания нет смысла определять, потому что она определяется не только потребностями общества, но и потребностями личности.