Лариса Караванова
Консультация «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает сенсорное развитие детей.
Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.
Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Важность развития ребёнка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить.
Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %.
По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды.
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».
Приходящие крохи третьего года жизни не говорят в соответствии с возрастом, не называют цвет, форму предметов, а сенсорное развитие имеет огромное значение, поэтому в организации образовательного процесса с детьми это очень важно.
Прежде чем начать работу с ребенком, нам необходимо узнать его индивидуальные особенности. Когда ребенок приходит первый раз, мы о нем не знаем ничего, кроме имени, фамилии и возраста. Т. к. родители являются активными участниками образовательного процесса, мы знакомимся с ними и с ребенком, путем анкетирования и бесед. Выявляем режим ребенка, его здоровье, интересы, привязанности, любимые игрушки, и как называют малыша дома. Параллельно из бесед узнаем особенности воспитания: как кушают, как спят, чем занимаются с ребенком, в какие игры играют, какие книги читают. Это помогает организовать образовательный процесс детей и родителей.
Следующий шаг – выявить особенности нервно – психического развития ребенка.
С письменного согласия родителей после проведения адаптационного периода, проводим обследование особенностей развития ребенка по методике К. Л. Печора, Л. Г. Голубевой, Г. В. Пантюхиной и обследуем по программе от «Рождения до школы» Беспокоят проблемы в сенсорном развитии воспитанников раннего возраста.
Цель и задачи педагогической деятельности.
цель: Развитие сенсорных представлений воспитанников раннего возраста средствами дидактических игр.
Задачи:
• Познакомить детей с формой, цветом и величиной предметов.
• Закреплять умение детей различать предметы по форме, цвету, размеру и соотносить их с образцом, группировать предметы по образцу.
• Формировать умение узнавать и называть форму, цвет, предметов, сравнивать предметы по цвету (такого же формы, цвета, разного цвета) и группировать их (по образцу).
• Формировать умение детей простейшим способам действий с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать и открывать, застегивать и расстегивать и т. д.)
• Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем.
• Воспитывать интерес к окружающему миру и игрушкам.
Работу с детьми мы реализуем по 4 этапам:
Целью первого этапа является привлечение внимания детей к определенному сенсорному признаку, который должен быть освоен.
На втором этапе обучаем детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.
Цель третьего этапа - группировать предметы по тому или иному качеству.
На четвертом этапе - создаём условия для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности
На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами формой, цветом, размером. Основной метод: обследование и наблюдение.
Успешное, на наш взгляд, выполнение игровых задач, осуществлялось и благодаря методу повторения. Мы считаем, что полученные в играх представления и умения должны быть достаточно прочными и устойчивыми, поэтому неоднократная повторяемость игр в течение дня и всей последующей недели были необходимым условием для этого. Из методов, стимулирующих познавательную активность, мы чаще использовали сравнение (такой - не такой формы цвета, соотнесение (такой же).
На втором этапе мы активизируем обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. Сначала учили детей различать форму, величину и цвет, подбирая тождественные. Развивали у ребят память, внимание, наглядно – действенное мышление, речь. Для этого предлагались дидактические упражнения: «Мячики по корзиночкам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Цветная посуда» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Мы постоянно разнообразила дидактический материал. Использовали игры самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мишку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.
Каждую дидактическую игру и упражнение по формированию представлений о форме, цвете, мы проводили один раз в неделю. Длительность игры не превышала десяти минут. Занимались с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю мы знакомили детей с новой игрой. В течение недели все дети, принимающие участие, были вовлечены в деятельность. При проведении дидактических игр мы пользовались краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Вначале, мы не требовали от детей обязательного запоминания и употребления названия цвета. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов.
На третьем этапе основная цель: группировать предметы по тому или иному качеству. Учитывая особенности восприятия детьми формы, мы сначала учили круг, потом квадрат, потом треугольник. При восприятия детьми цвета, мы использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Мы старались также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Воздушные шарики», «Солнечные косички», Петрушка с разноцветными ленточками, цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Солнышко с косичками» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т. е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.
Цель четвертого этапа - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
Формировать представления о цвете, форме, размере мы старались в течение всего дня. Например, при приеме детей, обязательно обращали внимание на цвет одежды ребенка: - «Аня, какая на тебе красивая синяя футболка, а игрушка есть такого цвета в нашей группе. А ты, Илюша, сегодня в желтой футболке. А у кого еще сегодня одежда такого же желтого цвета.
В утренние часы, когда в группе один - два ребенка обязательно проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр.
Просили ребенка называть его цвет, форму, но не требовали, если он отказывался. Во время режимных моментов обращали внимание детей на цвет, размер полотенец, салфеток и пр.
В сюжетно – отобразительных играх также обращали внимание детей на цвет предметов : «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Какого цвета конфету дадим кукле?».
Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны - поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, тянули воспитателя за руку к сенсорному уголку, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.
Трудности возникали при необходимости выполнить орудийные действия с предметом: посадить цветочки на полянки, прикрепить иголки к ёлочке, лучику к солнышку и т. д. Таким детям оказывалась индивидуальная помощь.
Через интересные игры, деятельность ребёнок учится общаться, появляется доброжелательность друг к другу, чувство симпатии и желание взаимодействовать со сверстником, доверительное отношение к взрослым, то есть развивается сам ребёнок.
Повторное обследование сенсорного развития по программе «От Рождения до школы» и методике Печора, Пантюхиной показало следующие результаты: сенсорное развитие соответствует возрасту, повысилась самостоятельность и активность
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами работы стали:
• Дети знакомы с формой, цветом, величиной предметов. Подбирают, называют словом.
• Различают предметы по форме, цвету, размеру, группируют предметы по образцу.
• У детей сформированы способы действий с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать и открывать, застегивать и расстегивать и т. д.)
• Детям интересен окружающий мир и игрушки
Перспективы
Продолжать использовать дидактические игры и разнообразный материал в сенсорном воспитании детей.
Продолжать работу с родителями по сенсорному воспитанию детей