Стеценко Татьяна
Роль соблюдения режима дня для дошкольников с РАС
▼ Скачать +Заказ
Поддержание режима дня важно для всех детей, для ребенка с РАС создание особого режима всей жизни имеет первостепенное значение — это необходимое условие развития.
Распорядок дня (как и порядок в комнате) должен иметь определенную последовательность и повторяемость.
Тогда хаос и фрагментарность в сознании ребенка постепенно перерастут в более целостную картину мира, а упорядоченная, предсказуемая жизнь поможет организовать его поведение.
Публикация «Роль соблюдения режима дня для дошкольников с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Таким образом, режим дня ребенка складывается исходя из его индивидуальных физиологических особенностей, а также особенностей внутрисемейных отношений, т. е. здесь сочетаются физиологические и социальные аспекты.
При этом режим дня ребенка не статичен, а меняется по мере его развития и постепенного взросления. Режим дня ребенка обычно складывается естественным путем. Но для аутичного ребенка требуется специальная работа по организации режима : ведь он может не выражать активно свои физиологические потребности.
Для детей с расстройствами аутистического спектра визуальное расписание — это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня. Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, например, умение пользоваться туалетом без помощи взрослых. Визуальное расписание качественно улучшает жизнь детей, потому что обладает преимуществами: – позволяет изучать новое и автоматизировать известное, опираясь на сильную сторону ребёнка; – можно возвращать детей к запланированным занятиям, которые они прервали или пропустили; – убирает из жизни ребёнка избыток речи от взрослых и необходимость реагировать на их изменчивые слова (удаляет ребёнка от сенсорных перегрузок); – не нужно запоминать быстро и сразу надолго — это позволяет детям осваивать новые комплексные навыки в индивидуальном ритме, ведь картинки всегда перед глазами; – снижение тревожности благодаря предсказуемости будущего, в том числе в новых обстоятельствах, такая предсказуемость снижает общую тревожность от неизвестности будущего; – рост самооценки — с помощью визуальных подсказок путь к самостоятельности становится кратким и наиболее безопасным; – первые посылы к обучению чтению — когда иллюстрации следуют слева направо, расписание может стать первым шагом на пути к чтению, когда слово сопровождается картинкой, научиться читать существенно легче. Использование визуального расписания поможет детям решать разнообразные задачи самообслуживания, переходить к самостоятельной деятельности без помощи взрослого.
Структурированный подход в обучении и использование визуальных подсказок помогает направить самостоятельную инициативу ребёнка в нужное русло. Данная система помогает реализовать основные образовательные потребности детей с расстройствами аутистического спектра, такие как в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребёнка; в дозированнии введения в жизнь ребёнка новизны и трудностей; в чётком соблюдении режима дня и упорядоченной предметно-пространственной образовательной среде.