Получи документы

Роль игры для развития младших школьников

Анжелика Зинченко
Роль игры для развития младших школьников

«Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»

Г. К. Селевко

С самого раннего детства игра играла и занимала большую и значимую потребность в жизни каждого ребенка. Она наполняла развитие ребенка новыми красками и впечатлениями, помогала посмотреть на окружающий мир глазами сказочных героев: где добро побеждает зло, где весело и увлекательно.

На всех этапах жизни ребенка, начиная с самого рождения и до начальной школы игра преподносила своим ученикам все новые и новые знания.

Публикация «Роль игры для развития младших школьников» размещена в разделах

Многие ученые давали оценку значению и роли игре. Наиболее важное определение по моему мнению дает немецкий психолог К Гроос.

По теории К. Грооса, который придавал детской игре исключительно большое значение: «…у ребенка она составляет главное содержание его жизни». К. Гроос развивал свою теорию как теорию упражнений, считая, что у высших живых существ, особенно у человека, прирожденные реакции являются недостаточно развитыми, поэтому человеку дано особенно длинное детство для подготовки к жизни с помощью подражания привычкам, способностям старшего поколения.

Игра – важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Игра развивает многие творческие начала ребенка, находит его открытые интересы и заставляет его переносить с помощью игры различные важные чувства: искренность, сострадание, доброту, уважение и честность.

Она помогает не только ребенку, но его родителям, которые порой не знают, как преподнести ребенку что то новое, а именно с помощью игры они воспитывают свое чадо и открывают перед ним новый мир знаний и возможностей

Например, Крупская Н. К. характеризовала и описывала значение игры. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение. Гораздо большее, чем что-либо другое». Также высказывается и Горький А. М. в своих научных трудах: «Игра – детское познание мира, в котором они живут и который требуется изменить».

Большую роль игровая деятельность приобретает в учебной деятельности, особенно у младших школьников. Это связанно с новыми впечатлениями в начальной школе и особенностями их психики. Ведь порой педагогам и воспитателям трудно заставить ребенка учиться и при этом думать умственно, что не мало важно для развития многих процессов.

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности, он еще не обладает произвольностью в такой мере, чтобы самостоятельно заниматься учебной деятельностью. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности, игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности. Именно в младшем возрасте возрасте проявляется гиперактивность ребенка, которую не так просто остановить.

В то же время игра развивает в ребенке следующие качества:

1) сообразительность,

2) внимание,

3) терпение,

4) вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение, что характеризует умственную деятельность

Принуждение младшего школьника к учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию, сформировать нравственно - волевую готовность к учебной деятельности, которая предполагает усвоение правил общения в коллективе, умение подчиняться требованиям взрослого, сознательное принятие норм поведения. И этого учитель может добиться в игровой деятельности с детьми на уроке. Учитель, обеспечивая непосредственный обучающий эффект игры, должен регулярно демонстрировать маленьким учащимся их достижения: они должны систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью оттого, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится!

Чтобы учебная деятельность приносила ребенку только радость и новые впечатления, необходимо не только полное выполнение рекомендаций педагога, но и умение правильно понимать и слушать информацию, которая несет в себе знания, умения и необходимые навыки. Именно тогда школьник испытает полное удовлетворение собой и радость преодоления умственных трудностей, которые возникли у него в следствие учебной деятельности, выраженной в игровой форме. Именно в этом случае игра служит незаменимым помощником педагогам, которая помогает найти правильный подход к каждому ребенку.

Чтобы игра обеспечивала решение этой стратегической задачи, она должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не чередоваться с ней «поиграли - поучились», а формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности:

А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;

Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;

В) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, т. е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.

Таким образом, игра способна сформировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности:

1. общее положительное отношение к учебному труду, к школе, к учебному предмету, уважение к одноклассникам;

2. умение включаться в коллективную деятельность;

3. готовность слушать друг друга;

4. желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности творить вместе с учителем;

5. расширение своих творческих способностей, самовыражения, самопознания, самоутверждения, инициативы и находчивости.

В игре формируются, перестраиваются и частные психологические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности пестрота зрения. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать большое количество слов, чем в лабораторных условиях. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ученика, для перехода от наглядно- действенного мышления к образному мышлению и к элементам словесно- логического мышления.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования школьного общества. Она, как никакая другая деятельность, позволяет ученикам создавать те или иные формы общения. В играх дети развивают свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности, аккуратности. В играх развивается и укрепляется чувство товарищества, честности, правдивости

Таким образом, игра нужна детям младшего школьного возраста. Она помогает развиваться ребенку и вырасти в дальнейшем настоящим вежливым и добрым индивидом общества.

Публикации по теме:

Использование современных методов и приемов как эффективный способ развития мотивационной сферы младших школьников ФГОС НОО четко определил современную модель нового поколения Россиян. Это должны быть, далее цитирую: «…граждане России, обладающие новым.

Картотека игр для развития коммуникативных навыков младших школьников Игры-ситуации Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои.

Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятияхКоммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО…Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях. Современное.

Литературная викторина с элементами игры для младших школьников «Там, на неведомых дорожках» Мелешко Галина Александровна Литературная викторина с элементами игры для младших школьников «Там, на неведомых дорожках…». Цель: Повышение.

Основные условия развития творческих способностей младших школьников Основные условия развития творческих способностей младших школьников Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании.

Развитие слухового внимания младших школьников. Упражнения и игры Развитие слухового внимания – одна из главных задач, которая помогает сформировать базу для устранения дисграфии (нарушения письма) и дислексии.

Развивающие игры для детей младшей группы в детском саду. Игры для развития памяти и внимания для младших дошкольников Игра «Хлоп» («Топ»). Цель: развивать внимание. Описание: педагог перечисляет предметы, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если педагог.

Игровые методы и приемы развития речи младших школьников на занятиях по истории города Цель данной статьи – познакомить коллег с набором эффективных приемов для успешного речевого развития учащихся начальной школы на занятиях.

Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников Т. А. Гемранова. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Мулловская детская школа искусств». Преподаватель отделения.

Возможности дидактической игры в патриотическом воспитании младших школьников Аннотация: в статье раскрыты понятия «патриотизм», «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность», «дидактическая игра»; описаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль игры для развития младших школьников
Опубликовано: 19 июля 2018 в 19:20
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.

27 мая. Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года — дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД