Анастасия Луговская
Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗ СЛОВЕЧКО, ДВА СЛОВЕЧКО…
Коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников и способы их развития на внеурочных занятиях.
Современное общество невозможно представить без общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы, - так он может заручиться поддержкой, получить сочувствие и помощь в реализации жизненных потребностей и идей. Поэтому коммуникативные умения и навыки – это ключ к нашей успешной деятельности, да и жизни в целом.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Формирование умений общения у младших школьников - чрезвычайно важная задача. Придя в школу, ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных умений. Но их уровень развития у каждого ученика различен. Новый век стал эпохой гаджетов, и оттого проблемы общения в реальной жизни только усугубились. Большинство людей уже не могут представить своей жизни без планшета, ноутбука или сотового телефона.
Особенно под влияние гаджетов попадают дети. Парадокс: имея большое количество «друзей» в социальных сетях, они не могут завести диалог со своими одноклассниками. Многим из них трудно вежливо общаться, они не умеют правильно обращаться за помощью к сверстникам и взрослым. Им нелегко удаётся найти общий язык с собеседником и обходить конфликтные ситуации. Ребятам трудно договариваться между собой, подчиняться определённым правилам, даже слушать учителя на уроке не всегда им под силу.
Как же можно исправить ситуацию? По мнению специалистов, формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников успешнее происходит во внеурочной деятельности. Неформальная обстановка, общее дело способствует процессу сплочения и общения учащихся.
Кстати, изучением проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников серьёзно и обстоятельно занимались известные педагоги-новаторы А. С. Макаренко, Н. Е. Щуркова, Н. П. Аникеева.
Но времена меняются, что требует изменений форм внеурочной деятельности. Традиционно под термином «внеурочная деятельность» подразумевается совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.
Для реализации внеурочной деятельности в начальном образовании доступны игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное и досуговое общение, художественно-эстетическое и социальное творчество, трудовая и спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая деятельность.
При любом виде внеурочной деятельности, на занятиях найдется время для проведения игр направленных на установление дружеской и благоприятной атмосферы. Перечислим лишь некоторые из них.
Игра «Давка» способна за короткое время изменить эмоциональную атмосферу в группе, создать обстановку взаимной теплоты. У игры имеется несколько вариантов. Игровая задача - прорваться в битком набитый автобус в «час пик». Кресла, стулья в комнате сдвигаются спинками к центру для создания ограниченного пространства. Образовавшаяся площадка должна вместить всю группу без одного человека. Ведущий – «водитель» - объявляет остановки, открывает двери, отодвигая один стул, и закрывает двери через небольшой промежуток времени. Нужно, чтобы в данное пространство вместилось как можно больше участников.
Игра «Определи вслепую» способствует снятию эмоционального напряжения в группе, улучшению настроения. Играющие сдвигают стулья в круг и усаживаются. Важно, чтобы между стульями не осталось свободного места. Стульев в круге на один меньше, чем участников. Один из игроков стоит в центре круга с завязанными глазами. Его задача - определить, кто где сидит. Для того, чтобы отгадывающий не использовал зрительную память, его или слегка раскручивают (либо сидящие пересаживаются на другие места). Отгадывающий поочередно подходит к участникам. Тот игрок, к которому подошел ведущий, должен произнести короткое «бип!». После этого отгадывающий должен назвать имя человека, произнесшего слово.
Игра «Прошлое, настоящее и будущее» уместна как для сложившейся группы, так и для коллектива новичков. В кресло, расположенное в центре, приглашается кто-либо из желающих. Остальные некоторое время внимательно разглядывают его, всматриваются, изучают. Затем участники по очереди делятся впечатлениями, которые вызвал у них игрок, сидящий в центре. Эти впечатления целесообразно структурировать. Сначала участники сообщают сидящему свои догадки о том, каким он был в раннем детстве, какими ласкательными и уменьшительными именами звала его мама, как его дразнили в школе, каким характером он отличался. Центральный игрок не может вступать в разговор. Он лишь слушает и пытается отслеживать собственные впечатления и эмоции.
В завершение отметим, что внеурочная деятельность способствует развитию коммуникативных учебных действий. Ребята учатся помогать и поддерживать друг друга, высказывать своё мнение, в общении с одноклассниками происходит преодоление трудностей. Правильно подобранные игры способствуют установлению теплой атмосфере в коллективе. Педагог должен помочь ребенку прийти к пониманию того, что человеческое общение в реальной жизни гораздо искреннее и интереснее электронных игрушек и Интернета. Нужно стараться, чтобы каждый ребенок почувствовал свои успехи и увидел положительные результаты своих действий.
Анастасия Луговская,
студентка ТГПУ.