лариса баринова
Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно- пространственная среда несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка – она воспитывает и развивает его.
При построении развивающей среды для детей от полутора до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.
Публикация «Предметно-пространственная среда в группе раннего возраста» размещена в разделах
Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста в МБДОУ № 15 г. Донецка и ее анализ привели меня к выводу: к организации предметно – развивающей среды необходимо относиться более осмысленно, чтобы пребывание малыша в детском саду было наиболее комфортным.
Группа – это наш второй «дом», - это должно быть главной идеей при создании группы для малышей.
Чтобы дети положительно – эмоционально реагировали на интерьер группы, старалась максимально приблизить его к домашнему.
Цветопсихологи рекомендуют в помещениях для детей раннего возраста использовать цвета от желтовато – зеленого через желтый до оранжевого. Приблизительно этой цветовой гамме придерживалась при оклейке стен обоями. Выбор соответствующих по цветовой гамме гардин на окнах подчеркивает общий стиль помещения. Принципиально важно, чтобы вход в группу раннего возраста был отдельным, что позволяет правильно организовать жизнедеятельность детей, а также обеспечивает условия, препятствующие распространению инфекционных заболеваний. Едва переступив порог, малышей встречают герои любимого мультфильма «Маша и медведь» - малыши узнают любимых героев и на их лице сияет улыбка, они вызывают у малышей положительные эмоции, и с удовольствием переступают порог в раздевальную комнату.
Раздевальная комната группы отдаленно напоминает раздевалку в традиционном представлении. Шкафчики окрашены в яркие цвета (красный, желтый, синий, зеленый,
Что дает возможность малышам легко находить свой «домик» для вещей. А еще на шкафчики наклеены разные картинки, которые малыши сами выбирали. На центральной стене малышей и их родителей встречают улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок с приветствием: «Добро пожаловать!».
В период адаптации в раздевалке встречают детей различные игрушки – забавы. Здесь же находится информационный уголок для родителей, где они могут ознакомиться с интересующей их информацией: «Адаптация ребенка в детском саду», «Игрушки для детей раннего возраста», «Играем вместе с детьми», «Значение игры в жизни малыша» и др. Здесь же в раздевальной комнате отведено место для утреннего осмотра детей.
В медицинском уголке «Доктор Айболит советует» - также собрана большая информация для родителей: «Показатели окончания адаптационного периода», «Ешьте витамины», «Что нельзя давать в д\саду», «Золотые правила питания» и многое др.
В раздевальной комнате находится уголок творчества «Наши первые успехи». Малыши с удовольствие показывают мамам свои первые шедевры.
Групповое помещение – это место в котором ребенок проводит большую часть дня, поэтому работа требовала наибольших усилий. Работу начала с зонирования группы. В результате были обозначены следующие зоны: игровая, сенсорно- познавательная, любования и ряженья, двигательной активности.
Одной из основных потребностей ребенка второго третьего года жизни является потребность в движении, поэтому необходимо всячески способствовать тому, чтобы дети большую часть времени проводили не в статестическом положении, а в движении. Нужно помогать им совершенствовать ходьбу, учить преодолевать небольшие препятствия. Также необходимо развивать умение лазить, подлезать, перелезать, приседать. Для этого в группе имеются всевозможные материалы и оборудование: воротца, дуги, доски.
Для игр малышей были подобраны такие игрушки и оборудование, в обращении с которыми необходимы различные движения. Это мячи, обручи, всевозможные каталки и игрушки на колесах, которые дети второго года жизни толкают вперед себя палочку, а более старшие возят за шнурок. Это также всевозможные ленточки, флажки, султанчики. Самостоятельная игра детей раннего возраста во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно- игровую среду, подберут и разложат игрушки. В нашей группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудование. Это прежде всего игрушки – персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски для кукол, кухня с набором игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п. Игрушки, рекомендованные в пособии Т. Н Дороновой «Игрушки для развития детей раннего возраста» послужили основой игрового и познавательного материала группы. Они эстетичны и привлекательны, вызывают эмоциональный отклик у детей, доставляют им радость и удовольствие, формируют верные представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. Дети с удовольствием кормят их, укладывают спать, ведь у каждой игрушки есть свое место в группе. И, что немаловажно эти игрушки соответствуют нормам СанПиНа, легко моются. Большая работа проведена с родителями относительно выбора игрушек для ребенка раннего возраста (девочке- куклу- голыша, для мальчика – машину – грузовик, которую он каждый день приносил в группу, а вечером забирал домой. Родители, видя эмоциональную привязанность ребенка к этой игрушке, сами стали проявлять заинтересованность: мамы девочек сшили комплекты постельного белья, одежду, в которую можно было одеть куклу в зависимости от сезона, а мамы мальчиков подобрали каждому «водителю» набор инструментов.
Важной задачей при организации предметно – пространственной развивающей среды детей раннего возраста является их сенсорное развитие, которое осуществляется в основном в предметной и ориентировочной деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей прежде сего необходимо обеспечить детей соответствующими дидактическими пособиями. Важен подбор игрушек и пособий, различных по цвету, форме и материалу, из которого они сделаны. Мы предлагаем малышам различной сложности пирамидки, матрешки из двух – трех частей, выкладные чашечки, различные вкладыши. Немало усилий было приложено к тому, чтобы вызывать интерес детей к строительному материалу, начинать формировать интерес к конструированию. Малышам интересно действовать с деталями строительного материала различными способами: постукивать деталь о деталь, накладывать одну на другую, приставлять, прикладывать. При этом они открывают для себя их физические свойства: форму, величину, цвет, фактуру и динамические свойства (шарик катится, кубик устойчиво стоит, кирпичик неустойчиво стоит на узкой короткой грани).
Дети познают элементарные действия со строительными деталями, запоминают и узнают детали по более характерным признакам и свойствам. В группе имеются как традиционный материал для строительных игр (пластмассовый цветной конструктор, так и нестандартный – это обычные губки для мытья посуды, которые являются замечательными «кирпичиками» для построек. Они легки, устойчивы, имеют различную фактуру. Все это в достаточном количестве имеется в группе. В группе есть уголок для игр из песка. Песок хранится в закрытой емкости. Для игр с песком были подобраны совочки, ситечки, формочки, небольшие воронки для пересыпания песка;
Для игр с водой – рыбок, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, ведерки и др.
Перед игрой с песком и водой надеваем непромокаемые фартуки. Этот вид деятельности особенно интересен детям, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.
Поскольку раннее детство – период благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками. В группе имеются различные озвученные игрушки (колокольчики, петушок, паровозик). Специальные занятия и игры с этими игрушками, такие как «Угадай, где звенит?», «Кто кричит?», и др. развивают у малышей умение прислушиваться. Есть и музыкальные инструменты: металлофон, бубен, дудочка.
Уголок ряженья с зеркалом во весь рост необходимый атрибут группы раннего возраста. Малыши смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, шапочки, юбочки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряженья наполняю в течение года, постепенно вносятся новые атрибуты (бусы, сумочки, ленточки).
Особое внимание было уделено оформлению туалетной комнаты, поскольку ранний возраст – это время выработки основных гигиенических навыков. Чтобы малыш смог вовремя заметить грязное лицо, руки, нос зеркало в умывальной комнате повешено на уровне роста ребенка. В качестве декора использованы наклейки с обитателями подводного царства. Дети с удовольствием рассматривают их. Здесь же их встречает морячок – дельфинчик с зубной щеткой. Ячейки для полотенец и для горшков украшают наклейки, которые малыши выбирали сами. Это позволяет быстро запомнить свое полотенце и горшок.
В туалетной комнате должно быть тепло, светло и безопасно.
Такая организация предметно – пространственной развивающей среды группы раннего возраста кажется наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления ребенка раннего возраста и способствует благоприятному развитию.