Наталья Мамошина
Современная предметно-развивающая среда в группах раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Исследования последних лет показали особую значимость для детей раннего возраста социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания.
Публикация «Современная предметно-развивающая среда в группах раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается, отдыхает. Пространство, организованное для детей раннего возраста в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Предметно-развивающая среда должна способствовать формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности, то есть должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Развитие детей раннего возраста зависит от предметной среды в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.
Окружающая среда - это то пространство, предметный мир, в котором живет ребенок, поэтому она должна комфортно сочетать современный дизайн, эстетичность и возрастную функциональность. Комфорт составляет совокупность бытовых удобств, благоустроенность и уют.
Многолетний опыт работы с детьми раннего возраста привел нас к выводу : к организации предметно-окружающей среды необходимо относиться серьезно, для того чтобы пребывание малышей в группе было комфортным.
Группа, которую он посещает, должна предоставить ему возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое наконец-то осуществилось.
«Группа - наш второй дом» - идея, послужившая основной при организации предметно-развивающей среды в нашей группе.
При организации среды была учтена безопасность оборудования, исключающая возможность травматизма, а также созданы условия, приближенные к домашним условиям, создан психологический комфорт каждому малышу.
При организации предметно-развивающей среды, мы учитываем основные направления развития ребенка раннего возраста :
1. развитие двигательной активности,
2. развитие речи,
3. развитие процессуальной игры,
4. развитие предметной деятельности,
5. развитие общения ребенка с взрослым.
Цветовое решение группового пространства.
Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека. Оберегать нервную систему от «агрессии» цветом необходимо в условиях группы, когда много детей присутствует в едином средовом пространстве.
Цвет стен, цветовой подбор занавесей на окнах, напольные покрытия - должны быть гармонично подобраны, так как их цветовая гамма превалирует в окружающем пространстве. Цвет стен в нашей групповой комнате светло желтый, ковер светло бежевого цвета, поэтому цвета соответствуют золотистой теплой части цветового спектра.
В спальне цвет стен светло-зеленый, подобраны шторы то го же цвета с тональным рисунком (полосы). Покрывала на кроватях выполнены из той же ткани. В такой спальне дети засыпают спокойно и быстро, зеленый цвет дает отдых глазам, способствует выработке гормонов, поддерживающих нервную систему. Светлые нарядные интерьеры привлекают внимание малышей, радуют их, облегчают разлуку с родными.
Мебель. Цвет мебели должен соответствовать основной цветовой гамме. Мебель должна быть выполнена из экологически чистых материалов. Внешнее оформление должно быть современным и соответствовать государственным гигиеническим требованиям для детей раннего возраста, правилам охраны жизни и здоровья детей. Мебель, игровые комплексы для детей не должны иметь острых углов. Их форма должна быть приятной для глаз и удобна в повседневном использовании. Вся мебель прочно крепится к стенам и между собой. Мебель в нашей группе не размещается только вдоль стен. У нас имеются перемещающиеся стеллажи, ширмы, мольберты, столики, полукруглый подиум, круглый бассейн, состоящий из двух частей, горка, дидактический стол. Очень важно, чтобы из одного игрового пространства в другое существовали «переходы» : мостик, горка — манеж со спуском, сквозной переход под дидактическим столом. Необходим плавный «переход» от одной формы к другой. Это помогает малышу осваивать представления о ближнем и дальнем, вертикальном и горизонтальном пространстве, должна быть правильно подобрана и расставлена мебель.
Рациональное использование пространства групповой комнаты позволяет сэкономить место, создать удобства для игр. Мягкая мебель - кресла, диван для отдыха - создает колорит домашности, уюта. Напольные шкафы рассчитаны на рост малышей. В группе должна быть предусмотрена мебель для взрослых : кресло или небольшой диванчик, где воспитатель может почитать ребенку книгу, побеседовать с ним и т. д.
Раздевальная комната - именно с нее начинается вхождение малыша в группу. Помещение для приема детей должно быть удобным, уютным, информативным для детей и родителей. У каждого малыша свой шкафчик для раздевания. На нем картинка или фото малыша, имя, фамилия. Над картинкой помещены забавные мордочки котов в виде карманов, в которые вкладывается информация о ребенке, например, «у вас прививка», «полечите носик» и т. д., кроме картинок для оформления шкафчиков используем картинки с памятками для одевания, на них изображены предметы одежды. Все картинки разные и отражают ряд последовательности одевания.
В приемной стоят банкетки для одевания, раздевания. Специальное место отводится для демонстрации детских работ (лепка, рисование).
Особое внимание уделяется туалетной комнате, поскольку ранний возраст - это время выработки основных гигиенических навыков. Оборудование туалетной комнаты приспособлено к нуждам малышей. Над раковинами для умывания надежно закреплены низкие зеркала, чтобы дети могли видеть в них свое отражение. Для воспитания культурно-гигиенических навыков у нас имеются навесные, красиво оформленные куклы-модели с индивидуальными кармашками для каждого малыша, в них помещены расчески, зубные щетки. В туалетной комнате светло, тепло, безопасно.
Предметно-развивающую среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Умело организованная среда практически снимает конфликтность в общении малышей друг с другом, синдром тревожности в отсутствие близких людей, у них возникает интерес к детскому саду, желание быть в детском сообществе.
И, самое главное, предметная среда не должна быть самоцелью и создаваться исключительно «для красоты» без учета детской деятельности. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в процессе роста детей, обогащающаяся новизной.