Нина Митрофанова
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения
▼ Скачать + Заказать документы
В свете происходящих в российском обществе преобразований особенно остро встаёт проблема развития творческой активности личности. Творческие личности во все времена определяли прогресс цивилизации, создавая материальные и духовные ценности, отличающиеся новизной. Именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы.
Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения» размещена в разделах
Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. В решении этого вопроса важное значение отводится развитию интереса младших школьников к учению за счет формирования творческих способностей в процессе работы.
Д. Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.
Одним из условий развития творческих способностей младших школьников является литературное творчество.
К литературному творчеству относятся детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи.
Трудно представить себе урок в начальной школе без пересказа : школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки : известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный, выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем, от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета, пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр.
Изложение (пересказ) относят к числу творческих приемов развития речи учащихся. Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника. Языковые средства усваиваются при чтении, в беседах, в ходе анализа текста, они становятся для школьника своими, и в процессе составления собственного текста ученик не напрягается, вспоминая образец дословно, а строит текст сам, передает содержание мысли. В этой работе повышается самостоятельность, рождаются элементы творчества в ходе воспроизведения. В пересказе (изложении) отражаются чувства школьника, его желание заинтересовать слушателей. Если он «вошел в роль», сопереживает героям рассказа, если его чувство зазвучало в пересказе, значит, творческий уровень его речи высок: пересказ превращается в рассказ творимый, а не заученный. Творческие пересказы и изложения - это те пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы.
Изучение родного языка и литературы, постепенно вводит учащихся в мир языкового творчества : это и ведение дневника, переписка, описания картин природы, пусть даже по заданию учителя, и рисование картин, и декламация стихов, инсценирование, выпуск газет и журналов, сочинение пьес, это и исследовательская деятельность учащихся по грамматике, истории слов и пр. Иными словами, творчество - это не только стихи; возможно, сочинение стихов не всегда вершина творчества, но ритмическая и рифмованная речь сразу выделяется из прозаических упражнений. Литературные попытки детей чаще всего выходят за рамки уроков, они связаны с внеклассными занятиями, кружковой работой, с клубами.
Общие советы учителю в связи с первыми попытками учащихся в литературном творчестве : не давать никаких заданий, никаких упреков и тем более - унизительных замечаний; полная свобода творческих попыток; создавать атмосферу положительных эмоций, хорошее настроение, можно читать образцы, рассказывать детям о ранних стихах М. Ю. Лермонтова, С. Есенина, А. С. Пушкина и т. п.
Потребность поделиться своими мыслями возникает у ребенка при двух обстоятельствах: во-первых, ученик располагает определенным содержанием, во-вторых, у ребенка имеется (положительное или отрицательное) отношение к этому содержанию, когда оно соответствующим образом затрачивает его эмоциональную сферу. Виды пересказов текста по задачам, которые учащиеся должны в них решать, включает в себя известные элементы творчества. Чтобы выполнить эти пересказы, учащиеся должны определенным образом изменить композицию прочитанного текста под определенным углом зрения, обработать его содержание. Однако на уроках чтения должны иметь место и такие задания, в которых творческая задача ставится перед детьми как прямая, непосредственная. В качестве таких задач должны быть следующие:
Составить рассказ из нескольких текстов на заданную тему.
Пересказать текст и продолжить его, добавив новые факты, события из жизни героев.
Изменить лицо, время глаголов при передаче содержания текста.
Составить рассказ по аналогии с прочитанным на основе своего личного опыта.
Составить или продолжить рассказ по картине или серии картинок, иллюстрирующих прочитанное.
Составить рассказ по картине, дающей возможность сопоставить прочитанное и изображенное на картине.
Составить рассказ по личным наблюдениям картин природы, близких прочитанному.
На уроке литературно чтения, одной из цели которого является развитие творческих способностей младших школьников, перед учащимися ставиться следующая задача - объединить сходное содержание, имеющееся в нескольких текстах. Для выполнения такого пересказ ребята должны осуществить сложную творческую мыслительную операцию - синтезирование. Под синтезированием обучения понимается объединение, связывание, установление отношений между усвоенными знаниями.
Перед учащимися ставится задача - составить из двух-трех прочитанных рассказов один. Выполняется данная работа после соответствующей подготовительной беседы, в которой учитель ставит детей перед необходимостью соотносить аналогичные по содержанию части текстов по плану.
Например:
1. Прочитайте три рассказа: рассказ Скребицкого и Чаплиной «Погляди в окно», «Чем дятел зимой кормился», «Воробей».
2. Беседа по тексту на выявление фактической и контекстуальной информации. Выявление авторских позиций в текстах.
3. Обнаружение общего в содержании прочитанных рассказов.
4. Ответы на вопросы в целях языковой подготовки.
5. Формулирование задания: составить рассказ «Как зимующие птицы добывают себе пищу».
6. Структурно-композиционная работа (план рассказа) :
- Птицы – «зимовщики».
- Корм птиц зимой.
- Добывание пищи.
7. Ролевая игра. Изображение птиц.
Работа над пересказом усложнялась. Рассказывание осуществляется не только на основе прочитанных прозаических, но и стихотворных текстов. В связи с этим, перед учащимися ставится задача не просто объединить прочитанное из разных текстов, но и составить рассказ на определенную тему по мотивам этих произведений. Задача эта, безусловно, более творческая и поэтому предъявляет к мыслительной деятельности учащихся гораздо больше требования. Как и при любой задаче на синтез учащийся должен для составления этого рассказа осознать и удержать в своем сознании общую тему, вокруг которой ему надо группировать материал из текстов.
Например:
1. Прочитайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза», «Весенний шум», стихотворение М. Исаковского «Весна».
2. По мотивам этих стихотворений составьте рассказ на тему «Весна».
3. Составление плана будущего рассказа:
А) первый весенний гром,
Б) природа пробуждается,
В) люди радуются весне.
Данное задание рассчитано не на воспроизведение текста, а на развитие его содержания. Разумеется, что импровизация эта являлась плодом творческого воображения детей и должна иметь реальные основы. В связи с этим необходимо в беседе привлекать чувственный жизненный и читательский опыт. Чем шире опыт, тем больше размах творческого воображения.
Таким образом, для развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения необходимо использовать творческие задания, творческие пересказы, упражнения, направленные на развитие литературного творчества школьников (создание газет, журналов, альманахов, написание стихотворений, ведение личных дневников).