Фокина Татьяна
Развитие речи у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
Развитие речи у детей 2-3 лет»
В этой статье мы рассмотрим особенности развития речи у детей в возрасте от 2 до 3 лет, на что необходимо обратить внимание родителям, какие занятия с ребенком будут наиболее плодотворны.
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развитие речи ребёнка начинается с трёх месяцев, с периода гуления. Это период активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи. Прежде всего ребёнок начинает различать интонацию речи, затем слова, обозначающие предметы и действия.
К девяти-десяти месяцам ребёнок произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). Обычно к году словарь возрастает до 10-12 слов (баба, кис, му, бэ и др.). Научившись говорить несколько первых слов, ребенок может оставаться на этом уровне еще довольно долгое время и родителям даже может показаться, что произошла какая-то остановка. Но на самом деле именно сейчас интенсивно развивается пассивный словарь (это те слова, которые ребёнок ещё не произносит, но соотносит с предметом, показывает его при назывании).
Постепенно у ребёнка развивается активный словарь (это те слова, которые он употребляет в своей речи). К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов.
Особенности развития речи у детей 2-3 лет
Период от двух до трёх лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам.
Важным достижением ребенка становится овладение слушанием речи, значительно увеличивается способность к концентрации внимания. На втором-третьем году жизни дети охотно воспринимают рассказы, сказки и стихи, это слушание обогащает дошкольников познавательной информацией, знакомит ребенка с первичными нравственными ценностями. В это время пассивный словарный запас переходит в активный, актуализируется потребность высказываться, появляются первые вопросы. Если любознательность ребенка нормально удовлетворяется, то обогащение его активного словаря происходит очень быстро - к концу третьего года ребёнок использует уже 800-1000 слов.
В это же время формируется и фразовая речь. Сначала это простые фразы из двух-трёх слов, постепенно к трём годам они усложняются. Однако речь детей ещё очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных, в числе и падеже, не всегда употребляют союзы и предлоги.
На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общается с ребёнком, но все окружающие начинают понимать его речь. Но всё же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги, а при стечении согласных один звук («тул» - стул, «камейка» - скамейка); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» - стаканчик) и т. п.
Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребё нок усваивает звуки: п, п’, б, б’, м, м’, ф, ф’, в, в’, т, т’, д, д’, н, н’, с’, л’, к, к’, г, г’, х, х’. Остальные звуки (кроме гласных) ребёнок обычно или пропускает, или заменяет их известными. И это считается нормой для детей 2-3 лет, поэтому помощь логопеда в таких случаях не нужна.
Что должно насторожить родителей?
1. Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука или слога одному объекту. Так, вместо слова «бабушка» ребёнок произносит слог [ба], а вместо слова «пока» - ребёнок говорит слог «ка» и т. п.
2. Ребенок произносит слова невнятно, и понять его могут только близкие.
3. Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.
4. Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.
5. Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.
Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько из вышеперечисленных признаков, нужно обязательно, не откладывая, обратиться к педиатру, который проверит слух малыша. Нарушения слуха могут возникнуть после перенесенной ушной инфекции, что может значительно затормозить развитие речи. Если со слухом все нормально, то врач может предположить, что у ребенка наблюдается незначительное отставание в развитии. В этом случае он предложит понаблюдать за малышом в течение 6 месяцев или года. За это время родители должны помочь ребенку развить навыки.
Что могут сделать родители?
Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие. Поэтому родители должны помнить о том, что развитие речи ребёнка происходит лишь при условии его активной стимуляции взрослыми. Не забывайте, что все занятия необходимо проводить в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т. д. «Оречевляйте» всё то, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
2. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 простых слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Добавляйте слова, пока ребенок не узнает большинство предметов. Не лишним будет изготовить всевозможные наборы картинок с изображениями животных, птиц, насекомых, людей, транспорта, овощей, фруктов и т. д. Их можно будет использовать для проведения различных речевых игр.
3. Говорите с ребёнком, используя правильно построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч» и т. д.
4. Задавайте открытые вопросы – те, на которые ребёнок не сможет ответить «да» или «нет». Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, лучше спросить: "Что Миша делает?", чем «Он играет?». Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
5. Ежедневно читайте ребенку короткие сказки, небольшие рассказы, стихи, потешки. Рассматривайте иллюстрации и объясняйте, что на них изображено. Затем просите малыша показывать те предметы, которые вы называли.
6. Активно развивайте мелкую моторику ребенка, так как речевой центр в коре головного мозга и центр тонкой моторики находятся рядом. Создавайте условия для того, чтобы ребёнок больше лепил, рисовал, нанизывал бусины и пуговицы на нитку, складывал пазлы, собирал различные мозаики, конструктор. Используйте пальчиковые игры и игры с песком.
7. Развивайте звукопроизношение, для этого побуждайте ребёнка произносить звуки и звукосочетания по подражанию. Сначала берите более простые звукоподражания с открытыми слогами типа: му-му, ко–ко, потом с закрытыми слогами: ав–ав, бум-бум, топ-топ, а затем со слогами разной структуры и с различными сочетаниями звуков: чик-чирик, трень-брень, дили-дон и т. д.
8. Развивайте слуховое внимание, так как под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Для этого предлагайте ребёнку слушать звуки, которые он слышит вокруг себя дома или на улице. Попросите перечислить, что он слышит (тикают часы, капает вода из крана, мурлычет кошка, поют птицы, гудят машины, дворник шаркает метлой и т. п.).
9. Развивайте речевое дыхание ребёнка, используя игры и забавы: дутьё через трубочку на ватный шарик, пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков, дутьё на флюгер. Не забывайте о губных гармошках, дудочках, выдувных язычках, свистульках и пищалках из производства народных промыслов.
10. Развивайте у ребёнка основные качества голоса (силу и высоту, так как это способствует улучшению произносительной стороны речи у детей двух-трёх лет.