Устинова Светлана Николаевна
Развитие речи детей младшего возраста посредством театрализации сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры.
В конце ХХ века в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных слов, что угрожает русскому языку. Поэтому проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время. А русская народная сказка является одним из ведущих средств развития русского языка.
Публикация «Развитие речи детей младшего возраста посредством театрализации сказок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиций, правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье.
Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.
Мы работаем в средней группе с детьми четырёх - пяти лет. При наблюдении отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. Поэтому особое значение, стали приобретать вопросы развития и обогащения речи детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.
Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали русскую народную сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.
Сказки помогут показать :
как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).
Сказка доставляет детям особое удовольствие. Она обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.
Сказка закладывает основы нравственности, воспитывает моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.
Этапы работы по теме:
1- Подготовительный – создание системы работы по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок; обогащение развивающей предметно-пространственной развивающей среды группы, включающей условия применения сказки в речевом развитии в образовательном процессе ДОО., разработка перспективного плана по развитию речи сказкой (сентябрь)
2- Основной – организация работы с детьми по плану совместно с семьями воспитанников. (сентябрь - май)
3- Итоговый – повторная диагностика детей, подведение итогов, оценка эффективности разработанной системы. (май-июнь)
На подготовительном этапе было проанализировано речевое развитие детей по методике О. С. Ушаковой. Анализировались следующие показатели: Звуковая культура, фонематика, словарь, грамматика, связная речь
Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.
По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое (Аня Ч., Алеша Т., Даша К) активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают последовательность событий, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают сказки.
Поэтому развитие речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.
На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель: Обеспечить комплексное развитие речи детей через театрализов. деят-ть
Задачи представлены на экране:
1. Развивать
- умение пересказывать сказки.
- интонационную выразительность речи,
- умение выражать чувства и эмоции изобразительными невербальными средствами
- диалогическую форму речи
2. Расширять словарный запас детей
3. Воспитывать интерес к импровизации, любовь к художественному слову.
Сказка – комплексное средство речевого развития, влияет и на звуковую культуру речи, и словарь, и грамматику, и связную речь, таблица представлена на экране.
Мы определили следующие направления работы по развитию речи детей среднего возраста средствами сказки :
1. Ознакомление детей со сказкой. (вызвать интерес, желание играть в сказку)
2. Пересказ (от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке)
3. Работа над выразительностью речи и движений детей (создание образа, отражение характерных повадок)
4. Создание текста для диалогов героев сказки
5. Подбор и изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, муз. сопровождения.
6. Проигрывание фрагментов сказки с применением специальных методов.
7. Разыгрывание сюжета сказки
Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.
Материалы и игры по развитию речи и театрализованной деятельности детей находятся в мини–центрах речевого и художественно-эстетического развития.
Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы, которые способствуют развитию связной речи детей, изобразительных умений и театрализованной деятельности детей. Оборудование и материал по развитию речи средствами русской народной сказки мы условно разделили на группы и представили в таблице, представленной на экране, разделив на книги, настольно – печатные игры, виды театра, пособия музыкального и изобразительного уголка.
Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими и сюжетно-ролевыми играми. Также большой интерес вызвали пособия и материалы уголка музыкального развития. Кристина, Аня Ч., Вика любят использовать музыкальные инструменты, платочки в театрализованных играх и играх драматизациях. Ваня П., Ксюша А., Алеша Т. и другие дети используют изобразительный и природный материал для рисования и лепки декораций к сказкам, рисование героев. Например, после занятия по лепке зайчиков, Аня слепила еще и медведя и составила сказочную историю о дружбе зайчика и медведя.
Задачей первого направления стала вызвать интерес, желание играть в сказку. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки : «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», а также рассказали волшебные сказки : “Гуси - лебеди”, «Снегурочка» и многие другие, учитывая возраст детей и правила отбора. Мы использовали в основном следующие приемы :рассказ сказки, чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям и другие.
Рассказывая детям сказку, учитывали требования к рассказчику. Мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку “Заюшкина избушка” объясняли, почему избушка лубяной называется.
Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке.
Так, слушая сказку “Гуси - лебеди“, Денис Г. И Алина В. заметили в описании реки – слова молочная река, кисельные берега - значит в реке молоко, а на берегах вкусный кисель. А Кирилл и Даша Р. отметили, как в сказке звучит слово домовничать - “заниматься дома делами. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказках заинька, курочка – рябушка, гусонька, батюшка, матушка др.
На втором направлении работы мы пересказывали сказки разными способами : от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке. Особенно нравиться детям рассказывать сказку вместе по цепочке. При данном виде пересказа участвуют все дети, они и слушают сказку и проговаривают её по очереди.
На третьем направлении работали над выразительностью речи и движений. Цель его: создание образа, отражение характерных повадок. Использовали следующие приемы: совместное рассказывание сказки, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами. Использовали следующие игры и упражнения направленные на развитие выразительности :
1 Игры «Эхо», Дождик, дождик». «Песенка стрекозы», «Вьюга» Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и ритмичности речи.
2 Игры "Волшебное зеркало", «Узнай по интонации», "Волк и семеро козлят" Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координация движений.
Наибольший интерес детей вызвали такие игры, как "Волшебное зеркало" и "Волк и семеро козлят", потому что их содержание связано с полюбившимися сказками
. Если сначала мы использовали данные игры на занятиях по речевому развитию, на прогулках, то потом стали замечать работу детей над выразительностью речи в игровой деятельности. Например, Лёня, Алеша, и Ксюша играли в зоопарк и были разными зверями и разговаривали с посетителями зоопарка разными голосами, разным тембром. На втором этапе работали не только над выразительностью речи, но и над правильным звукопроизношением, лексической стороной языка и развитием связной речи. Также дети часто играли в дидактические игры "Собери сказку", "Расскажи сказку", пересказывали сказки, запоминая содержание, героев, последовательность событий. Так же в конце этапа дети контролировали пересказ других детей. Например, когда Кристина пересказывала сказку "Бычок - смоляной бочок", забыла, что к бычку прислонялся волк, а Аня Ч. поправила её. Дети постепенно превращались в маленьких сказочников. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь и возникло желание показать и рассказать сказки младшим детям и своим родителям. Это позволило нам начать третий этап деятельности.
На 4 напр. работы с детьми. Цель: Создание текста для диалогов героев сказок. Я создаю сценарии сказок. Для примера сценарий сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»
На 5 направлении мы подбирали и изготавливали атрибуты, декорации, элементов костюмов, муз. сопровождения.
Рисовали декорации, делали маски на занятиях по миру искусства и художественной деятельности. Например, для драматизации сказки "Заюшкина избушка" мы изготовили маски - ушки Зайца, Лисы, Медведя. а для Петуха еще и бумажный яркий хвост и косу из плотного картона.
Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.
На 6 напр. работы с детьми. Цель: Проигрывание фрагментов сказки мы использовали следующие методы
• Этюды;
• Пантомимы (без слов);
• Диалоги по телефону с героями сказок;
• Импровизация (изобразить, как ходит заяц, медведь в перевалочку, как вырастает подснежник и тд.);
• Оживление картинок. \
На 7 напр. работы с детьми. Цель: Разыгрывание сюжетов сказки и мы перешли к активизации театрализованных игр по русским народным сказкам. За осень 2018 года мы подготовили сказку "Заюшкина избушка" и "Гуси - лебеди". Показывали сказки сначала ясельной группе, потом младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо. Ксения стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Лисы, интонационно выразительно прогоняла зайца и других героев и испугалась Петуха.
Практически каждый вечер происходят у нас в группе кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показали сказки не только детям, но и родителям. В начале ноября организовали театрализованное представление для родителей. они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание и дальше знакомится с народными сказками.
В апреле 2019 года нами было проведено итоговое обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.
Были получены следующие результаты:
1 Увеличилось количество детей с высоким уровнем – до 21%. Дети стали проявлять большее стремление к общению с книгой, инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, принимают участие в играх по сказкам, разыгрывают сказки.
2 Количество детей среднего уровня развития увеличилось до 67 % за счёт перехода детей с низкого на средний уровень.
3 Снизился низкий уровень развития детей до 12%. Дети пытаются устанавливать связи в произведении, самостоятельно пересказывать сказки, заинтересовано относятся к играм - драматизациям по русским народным сказкам, принимают в них посильное участие.
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Развитию речи детей способствует знакомство со сказкой. Сказка является одним из важных источников развития детской речи.
Сказка способствует :
1 повышению интереса детей к русскому народному творчеству. 15 родителей записались в библиотеку и ходят туда вместе с детьми.
2 развитию образной и выразительно речи детей. Увеличилась самостоятельность детей при театрализации сказок;
3 развитию связной речи. Дети вместе с родителями сочиняли собственные сказки и изготовили книгу сказок «Новые приключения Колобка»;
4 Повысилась речевая активность детей.
Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.
Перспективы работы следующие:
• Собрать подборку игр по развитию речи средствами сказки.
• Создать перспективный план по развитию речи средствами сказки для детей старшей группы.