Получи документы

Развитие речи детей младшего возраста посредством театрализации сказок

Устинова Светлана Николаевна
Развитие речи детей младшего возраста посредством театрализации сказок
▼ Скачать + Заказать документы

Детство - то время, когда возможно подлинное погружение в истоки национальной культуры.

В конце ХХ века в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных слов, что угрожает русскому языку. Поэтому проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время. А русская народная сказка является одним из ведущих средств развития русского языка.

Публикация «Развитие речи детей младшего возраста посредством театрализации сказок» размещена в разделах

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиций, правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье.

Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга.

Мы работаем в средней группе с детьми четырёх - пяти лет. При наблюдении отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. Поэтому особое значение, стали приобретать вопросы развития и обогащения речи детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.

Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали русскую народную сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

Сказки помогут показать :

как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Сказка доставляет детям особое удовольствие. Она обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

Сказка закладывает основы нравственности, воспитывает моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям.

Этапы работы по теме:

1- Подготовительный – создание системы работы по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок; обогащение развивающей предметно-пространственной развивающей среды группы, включающей условия применения сказки в речевом развитии в образовательном процессе ДОО., разработка перспективного плана по развитию речи сказкой (сентябрь)

2- Основной – организация работы с детьми по плану совместно с семьями воспитанников. (сентябрь - май)

3- Итоговый – повторная диагностика детей, подведение итогов, оценка эффективности разработанной системы. (май-июнь)

На подготовительном этапе было проанализировано речевое развитие детей по методике О. С. Ушаковой. Анализировались следующие показатели: Звуковая культура, фонематика, словарь, грамматика, связная речь

Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.

По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое (Аня Ч., Алеша Т., Даша К) активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают последовательность событий, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают сказки.

Поэтому развитие речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.

На основании результатов обследования мы поставили перед собой следующую цель: Обеспечить комплексное развитие речи детей через театрализов. деят-ть

Задачи представлены на экране:

1. Развивать

- умение пересказывать сказки.

- интонационную выразительность речи,

- умение выражать чувства и эмоции изобразительными невербальными средствами

- диалогическую форму речи

2. Расширять словарный запас детей

3. Воспитывать интерес к импровизации, любовь к художественному слову.

Сказка – комплексное средство речевого развития, влияет и на звуковую культуру речи, и словарь, и грамматику, и связную речь, таблица представлена на экране.

Мы определили следующие направления работы по развитию речи детей среднего возраста средствами сказки :

1. Ознакомление детей со сказкой. (вызвать интерес, желание играть в сказку)

2. Пересказ (от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке)

3. Работа над выразительностью речи и движений детей (создание образа, отражение характерных повадок)

4. Создание текста для диалогов героев сказки

5. Подбор и изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, муз. сопровождения.

6. Проигрывание фрагментов сказки с применением специальных методов.

7. Разыгрывание сюжета сказки

Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.

Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

Материалы и игры по развитию речи и театрализованной деятельности детей находятся в мини–центрах речевого и художественно-эстетического развития.

Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы, которые способствуют развитию связной речи детей, изобразительных умений и театрализованной деятельности детей. Оборудование и материал по развитию речи средствами русской народной сказки мы условно разделили на группы и представили в таблице, представленной на экране, разделив на книги, настольно – печатные игры, виды театра, пособия музыкального и изобразительного уголка.

Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими и сюжетно-ролевыми играми. Также большой интерес вызвали пособия и материалы уголка музыкального развития. Кристина, Аня Ч., Вика любят использовать музыкальные инструменты, платочки в театрализованных играх и играх драматизациях. Ваня П., Ксюша А., Алеша Т. и другие дети используют изобразительный и природный материал для рисования и лепки декораций к сказкам, рисование героев. Например, после занятия по лепке зайчиков, Аня слепила еще и медведя и составила сказочную историю о дружбе зайчика и медведя.

Задачей первого направления стала вызвать интерес, желание играть в сказку. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки. Дети нашей группы знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки : «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», а также рассказали волшебные сказки : “Гуси - лебеди”, «Снегурочка» и многие другие, учитывая возраст детей и правила отбора. Мы использовали в основном следующие приемы :рассказ сказки, чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям и другие.

Рассказывая детям сказку, учитывали требования к рассказчику. Мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку “Заюшкина избушка” объясняли, почему избушка лубяной называется.

Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке.

Так, слушая сказку “Гуси - лебеди“, Денис Г. И Алина В. заметили в описании реки – слова молочная река, кисельные берега - значит в реке молоко, а на берегах вкусный кисель. А Кирилл и Даша Р. отметили, как в сказке звучит слово домовничать - “заниматься дома делами. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказках заинька, курочка – рябушка, гусонька, батюшка, матушка др.

На втором направлении работы мы пересказывали сказки разными способами : от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке. Особенно нравиться детям рассказывать сказку вместе по цепочке. При данном виде пересказа участвуют все дети, они и слушают сказку и проговаривают её по очереди.

На третьем направлении работали над выразительностью речи и движений. Цель его: создание образа, отражение характерных повадок. Использовали следующие приемы: совместное рассказывание сказки, дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами. Использовали следующие игры и упражнения направленные на развитие выразительности :

1 Игры «Эхо», Дождик, дождик». «Песенка стрекозы», «Вьюга» Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и ритмичности речи.

2 Игры "Волшебное зеркало", «Узнай по интонации», "Волк и семеро козлят" Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координация движений.

Наибольший интерес детей вызвали такие игры, как "Волшебное зеркало" и "Волк и семеро козлят", потому что их содержание связано с полюбившимися сказками

. Если сначала мы использовали данные игры на занятиях по речевому развитию, на прогулках, то потом стали замечать работу детей над выразительностью речи в игровой деятельности. Например, Лёня, Алеша, и Ксюша играли в зоопарк и были разными зверями и разговаривали с посетителями зоопарка разными голосами, разным тембром. На втором этапе работали не только над выразительностью речи, но и над правильным звукопроизношением, лексической стороной языка и развитием связной речи. Также дети часто играли в дидактические игры "Собери сказку", "Расскажи сказку", пересказывали сказки, запоминая содержание, героев, последовательность событий. Так же в конце этапа дети контролировали пересказ других детей. Например, когда Кристина пересказывала сказку "Бычок - смоляной бочок", забыла, что к бычку прислонялся волк, а Аня Ч. поправила её. Дети постепенно превращались в маленьких сказочников. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам. В дальнейшем наблюдения за поведением детей на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь и возникло желание показать и рассказать сказки младшим детям и своим родителям. Это позволило нам начать третий этап деятельности.

На 4 напр. работы с детьми. Цель: Создание текста для диалогов героев сказок. Я создаю сценарии сказок. Для примера сценарий сказки «Заюшкина избушка», «Теремок»

На 5 направлении мы подбирали и изготавливали атрибуты, декорации, элементов костюмов, муз. сопровождения.

Рисовали декорации, делали маски на занятиях по миру искусства и художественной деятельности. Например, для драматизации сказки "Заюшкина избушка" мы изготовили маски - ушки Зайца, Лисы, Медведя. а для Петуха еще и бумажный яркий хвост и косу из плотного картона.

Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.

На 6 напр. работы с детьми. Цель: Проигрывание фрагментов сказки мы использовали следующие методы

• Этюды;

• Пантомимы (без слов);

• Диалоги по телефону с героями сказок;

• Импровизация (изобразить, как ходит заяц, медведь в перевалочку, как вырастает подснежник и тд.);

• Оживление картинок. \

На 7 напр. работы с детьми. Цель: Разыгрывание сюжетов сказки и мы перешли к активизации театрализованных игр по русским народным сказкам. За осень 2018 года мы подготовили сказку "Заюшкина избушка" и "Гуси - лебеди". Показывали сказки сначала ясельной группе, потом младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были зрителями, а потом и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо. Ксения стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Лисы, интонационно выразительно прогоняла зайца и других героев и испугалась Петуха.

Практически каждый вечер происходят у нас в группе кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показали сказки не только детям, но и родителям. В начале ноября организовали театрализованное представление для родителей. они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание и дальше знакомится с народными сказками.

В апреле 2019 года нами было проведено итоговое обследование речевого развития детей по методике О. С. Ушаковой.

Были получены следующие результаты:

1 Увеличилось количество детей с высоким уровнем – до 21%. Дети стали проявлять большее стремление к общению с книгой, инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, принимают участие в играх по сказкам, разыгрывают сказки.

2 Количество детей среднего уровня развития увеличилось до 67 % за счёт перехода детей с низкого на средний уровень.

3 Снизился низкий уровень развития детей до 12%. Дети пытаются устанавливать связи в произведении, самостоятельно пересказывать сказки, заинтересовано относятся к играм - драматизациям по русским народным сказкам, принимают в них посильное участие.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Развитию речи детей способствует знакомство со сказкой. Сказка является одним из важных источников развития детской речи.

Сказка способствует :

1 повышению интереса детей к русскому народному творчеству. 15 родителей записались в библиотеку и ходят туда вместе с детьми.

2 развитию образной и выразительно речи детей. Увеличилась самостоятельность детей при театрализации сказок;

3 развитию связной речи. Дети вместе с родителями сочиняли собственные сказки и изготовили книгу сказок «Новые приключения Колобка»;

4 Повысилась речевая активность детей.

Можно сделать вывод о том, что проведенная система работы благоприятно сказалась на развитии детей.

Перспективы работы следующие:

• Собрать подборку игр по развитию речи средствами сказки.

• Создать перспективный план по развитию речи средствами сказки для детей старшей группы.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие эмоциональной сферы у детей шестого года посредством сказок Добрый день, уважаемые участники конференции! Вашему вниманию предлагается дипломная работа А. А. Клюкиной на тему «Развитие эмоциональной.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования».Отчёт (фото) по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством техник нетрадиционного рисования». Уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию отчёт проделанной работы по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей младшего возраста посредством театрализации сказок
Опубликовано: 30 октября 2020 в 15:57
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей младшего возраста посредством театрализации сказок» (включая файлы) размещена пользователем Устинова Светлана Николаевна (УИ 2457352) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД