Юлиана Кожурова Гаврильевна
Развитие физических качеств детей дошкольного возраста на этнопедагогических ценностях родного народа
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: В статье рассматриваются педагогические условия формирования гендерной идентичности у детей 3 - 4 лет на этнокультурных традициях народа саха; подчеркивается, что этнокультурные традиции и ценности – кладезь воспитания мужественности и женственности детей дошкольного возраста. Установлены цель, предмет, задачи, методики обследования детей; пояснена категория «гендерная идентичность», определена суть культов «девушка-богиня», «ученье боотур» и подведены итоги исследования.
Темочки:
Ключевые слова: дошкольник, гендерная идентичность, этнокультурные ценности, педагогические условия.
Важнейшим фактором физического развития личности дошкольников является учет региональных, национальных, гендерных и психических особенностей детей. Сегодня в обществе все большее значение приобретают ценности этнокультурных традиций, позволяющие сохранить веками выработанные духовные богатства. Развитие физической культуры взаимосвязано с основными условиями жизни, национальными особенностями каждого народа.
Многообразие этнических традиций физического воспитания позволило якутам жить в социальной, биологической и природной гармонии. Особое значение для теории и практики современного образования и воспитания имеет прошлый опыт традиционного физического воспитания народа саха, который направлен на воспитание детей с раннего возраста физически здорового, выносливого, легко переносящего любые трудности жизни в суровых климатических условиях Севера.
Потому традиционный опыт самобытного физического воспитания народа саха богат различными направлениями, формами и способами воспитания физически сильного, нравственно устойчивого молодого поколения.
Этнопедагогические традиции физического воспитания представлены в научных исследованиях Н. К. Шамаева, И. И. Портнягина, Н. Д. Неустроева, В. П. Кочнева, А. С. Федорова и др. Данные исследователи ставили физическое воспитание как универсальную основу всего образовательного процесса.
Якутские народные методы физического воспитания делятся на пять групп: физические упражнения, подвижные игры, настольные игры, развлечения и спорт. Физические упражнения имеют разную специфику. При выполнении некоторых из них копируются либо рабочие движения, либо повадки животных и птиц, а также культивируется чувство ритма, координации и красоты движений.
Подвижные игры детей выполняют разные функции: познавательную, развивающую, интеллектуальную, духовно-нравственную, самовоспитывающую. В ходе игры развиваются чувства коллективизма, патриотизма, взаимного дохода, долга и ответственности.
Безусловно, все состязания, игры проходят на высоком эмоциональном подъеме, организуются в виде личных и групповых состязаний, боевых игр и развлечений и др. Широко применяются в физическом воспитании детей и национальные виды спорта. К ним относятся национальные прыжки, борьба хапса ай, перетягивание палки, прыжки через нарты и др.
Для правильной организации физического воспитания необходимо знать начальный уровень физического развития детей, их функциональные способности, степень владения двигательными навыками, умениями целенаправленно контролировать работу различных частей тела и др.
Для проведения диагностики нами выбраны методики, посредством которых обследовали у детей развитость физических качеств, скоростно-силовых возможностей мышц, ловкости, гибкости:
1. Методика измерения функции статического равновесия (методики, предложенные психологами Н. О. Озерецким и Н. И. Гуревичем);
2. Методика обследования скоростно-силовых возможностей мышц;
3. Определение уровней развития ловкости, предложенный автором Е. Н. Вавиловой в пособие «Развивайте у детей ловкость, силу, выносливость»;
4. Методика обследования гибкости.
На основе обследования детей нами разработан и реализуется перспективный план по развитию физических качеств детей на этнопедагогическом материале саха.
Цель: Приобщение детей к уникальной национальной культуре народов саха, к их традициям, обычаям, нравственно-эстетическим ценностям и развитие их физические качества.
План работы с детьми предусматривает следующие разделы:
1. Игры Боотуров.
2. Основные движения и ОРУ: бег, ходьба, повадки животных и упражнения с различными якутскими атрибутами.
3. Национальные подвижные народные игры.
4. Элементы национальных спортивных игр.
В процессе образовательной деятельности нами обогащена предметно-развивающая среда. В центре физического воспитания подобраны различные атрибуты-средства для выполнения ОРУ и оздоровления детей.
Рассмотрев методы и средства обучения, используемые в процессе формирования физического развития детей дошкольного возраста, был сделан вывод для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий:
1. Применение адекватных средств и методов обучения.
2. Обеспечение творческой направленности педагогического процесса.
3. Использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) игры боотуров, состязания по мас-реслингу, национальным спортивным прыжкам и др.
На сегодня нами реализован первый этап работы с детьми в средней группы. Предстоит большая работа по реализацию плана по ОРУ и приобщения к элементам национальных прыжков.
Список использованных источников:
1. Бауэр, О. П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников : учебное пособие для студентов / О. П. Бауэр; под ред. С. О. Филипповой, Г. Н. Пономарева. - СПб. : ВВМ, 2004.
2. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований. Методическое пособие ; Под общей редакцией Микляевой Н. В. – М. : УЦ «Перспектива», 2011. – 152с.
3. Шамаев. Н. К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях. - Як., 2003.
4. Шебеко, В. Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры Текст] : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Н. Шебеко. - Москва : [б. и. ], 2011. - 53 с.
Филиппова С. О., Митин А. Е. Этнокультурное воспитание дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями // Детский сад будущего — инновации в системе дошкольного образования. – СПб. : Изд-во АПО, 2011. – С. 47-52