Галина Юрьева
Психологические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация вопросов преемственности в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад» способствует сама структура подобного типа учреждения.
Анализ деятельности комплексов «Начальная школа-детский сад», разработки ученых педагогов, психологов позволяют выделить следующие направления преемственности в работе дошкольного и начального школьного звена образования :
Публикация «Психологические аспекты обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
1. Разработка и обеспечение путей формирования основой преемственности – как условия общей психологической готовности к школе.
2. Создание единого информационного пространства для детей 3-10 лет, обеспечение содержательного аспекта преемственности.
3. Обеспечение содержательного аспекта преемственности.
4. Создание единой методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм обучения).
5. Преемственность в организации контроля и осуществление аналитико - диагностической деятельности.
6. Единство требований и методов работы с кадрами по реализации вопросов преемственности.
7. Финансовое и материально-техническое обеспечение преемственности.
8. Установление межличностных контактов в разновозрастных сообществах, как пути обеспечения преемственности.
9. Реализация здоровьесберегающих принципов обучения.
По мнению психологов преемственность возможна на основе учета того общего, что объединяет эти две ступени развития: социальной ситуации, психических особенностей и закономерностей развития детей, организации личностно-ориентированного общения педагогов с детьми. Нецелесообразно осуществлять преемственность по предметам, т. к. на этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний, обеспечивающих формирование базовой культуры личности.
Основания преемственности обеспечивают общую психологическую готовность к школе, являются ориентирами дошкольного образования и исходными ориентирами начального образования.
Преемственность дошкольного и начального школьного звена образования должно строиться на развитии любознательности детей как основы познавательной активности, обеспечивающей интерес к учебе, произвольность поведения.
Основным направлением в работе педагогов дошкольного учреждения и начальной школы должно быть развитие умственных и художественных способностей детей, обеспечивающих успех в различных видах деятельности.
Одним из важных оснований преемственности является развитие творческого воображения дошкольников и младших школьников, развитие умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Ученые указывают на следующие психологические новообразования младшего школьного возраста, которые зарождаются в дошкольный период детства :
- произвольность (управляемость) психических процессов и поведения, проявляющаяся в умении ставить цель, находить средства достижения, преодолевать трудности;
- внутренний план деятельности, проявляющийся в способности к планированию и выполнению действий «про себя»;
- рефлексия – качество, позволяющее умело, объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности;
Психологи, изучая особенности функционирования психических процессов (памяти, мышления) в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту установили тенденции развития, свидетельствующие не о качественных изменениях в психике детей, а скорее их количественных изменениях.
- от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту возрастает тенденция к дословному воспроизведению детьми материала, в том порядке, в котором он предъявлялся;
- возрастает тенденция к использованию детьми мимических приемов, облегчающих запоминание и воспроизведение материала (повторение, соотнесение по смыслу, группировка) использование приемов все более осознается детьми.
Это свидетельствует о формировании способности к смысловой переработке материала.
Составляя описательные рассказы по сюжетным картинкам, дети 5-8 лет всё более детализируют образ, память детей опирается на такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Младшие школьники, по сравнению с дошкольниками, устанавливают значительно больше связей при воспроизведении текстов, стремятся выделить существенные особенности объектов, тогда как дошкольники выделяют несущественные особенности, лежащие на поверхности.
При правильном обучении дошкольников происходит плавный переход от образной памяти к логической, при этом дети выделяют цель запоминания, начинают понимать и осознавать необходимость сопоставлять, обобщать, группировать что-либо, у них развиваются произвольные процессы памяти, что приводит к определенным изменениям в поведении детей: возрастает самоконтроль и самостоятельность в деятельности.
Всё сказанное выше создает возможности более органической связи и преемственности дошкольного и начального школьного образования.