Мария Гаврикова
Статья на тему Профессионально-личностные качества в структуре мотивации студентов психологических факультетов.
▼ Скачать + Заказать документы
Личность психолога является основным инструментом его работы. Этот факт был доказан многими учеными в области психологии. Эта тема не теряет актуальности в наше время. Исследования качеств личности психолога и логопеда помогают в организации эффективного процесса обучения данных категорий специалистов.
Публикация «Статья на тему Профессионально-личностные качества в структуре мотивации студентов психологических факультетов,» размещена в разделах
В последнее время растет потребность в квалифицированных кадрах, что приводит к увеличению роста числа студентов, желающих получить психологическую профессию. При этом задачи практической психологической работы делают актуальной проблему не просто обучения и образования, но и формирования личности будущего специалиста, развития у него профессионально значимых и необходимых психологических свойств личности и качеств.
Ключевое внимание психологи уделяют периоду студенчества, ведь именно в ходе профессионального становления и формирования происходит процесс самоопределения, утверждения жизненной позиции, формируются новые зрелые жизненные ценности, осваиваются приемы поведения и общения. Основной проблемой в этой области знаний является построение наиболее продуктивной системы образования, которая включала бы в себя не только возможность профессионального роста и накопления полезных навыков студента как специалиста, но и развитие студента как личности.
Особую актуальность проблема развития личности имеет для студентов профессий «человек-человек», а тем более при подготовке психологов и логопедов. Ведь только с определенными личностными характеристиками можно стать квалифицированным, чутким, знающим специалистом.
Традиция изучения особенностей и нужных требований к личности психолога и логопеда берет свое начало в период возникновения гуманистической психологии, основоположники которой доказали, что взаимоотношения между клиентом и специалистом являются важнейшим условием, стимулирующих эффективность взаимодействия. Именно в этот момент возникла проблема развития личностных качеств психолога-консультанта, логопеда, имеющих ключевое значение для установления терапевтического контакта.
В психологической литературе описано множество исследований профессиональных и личностных качеств студентов психологов и логопедов. В результате этих исследований был выявлен комплекс компетенций и качеств, которыми обязательно должен обладать будущий специалист (эталон личности психолога, логопеда).
Например, Р. В. Овчарова выявляет такие требования к личности психолога (по опроснику Р. Кэттелла) :
Психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, догадливым, свободомыслящим, с аналитическим складом ума;
Психолог обязательно должен быть общительным, социолюбивым, ведь такая профессия подразумевает работу именно с людьми. Он должен быть общительным, великодушным, легко формировать активные группы, запоминать имена людей, любезным и тактичным, сдержанным и дипломатичным;
Психолог должен любить совместную деятельность, должен уметь подчинять интересы личности групповым интересам, добросовестным, добрым, нелукавым, иметь чувство долга. Он должен быть смелым, решительным, быстро решающим практические вопросы;
Психолог должен быть эмоционально устойчивым, выдержанным и спокойным, устойчивым к стрессовым ситуациям, реально взвешивать и адекватно оценивать обстановку.
Р. В. Овчарова в своих работах выделила личностные качества, не совместимые с работой психолога :
1. Низкие интеллектуальные способности;
2. Отсутствие эмпатии;
3. Недостаточная независимость мысли и мнения;
4. невозможность решать свои собственные проблемы;
5. Заторможенность, плохая организованность;
6. Плохое сопротивление стрессу;
7. Потребность в гиперопеке, несамостоятельность;
8. Высокое чувство тревожности или вины;
9. Низкая самооценка.
Р. Кочюнас в своих работах обращает внимание на то, что эффективность консультанта определяется личностными качествами, специальными и профессиональными знаниями, умениями и навыками. Ведь именно эти составляющие обеспечивают качественный контакт с клиентом, который, в свою очередь, является стержнем психологического консультирования. Именно от этого зависит окончательный эффект работы психолога [2, с. 25 - 32].
Становление личности будущего профессионала является неотъемлемой частью профессионализации, которая является составным элементом личностного развития. Можно уверенно сказать, что включение в профессиональное обучение студента дисциплин, связанных с его личностным развитием обеспечит полноценное становление студента как специалиста. Задача преподавателя в этом аспекте не просто дать студенту комплекс знаний, умений и навыков в рамках дисциплины, но и мотивировать студента к дальнейшему самостоятельному овладению знаний, к совершенствованию полученных навыков. Педагог должен уметь грамотно воздействовать на мировоззрение студента, его представление о мире, об окружающих.
Преподаватели ВУЗов стали все чаще встречать проблему низкой мотивации студентов первых курсов к овладению специальностью, с низкой моральной культурой студентов начальных курсов, несоответствующим уровнем интеллекта. Но также часто встречается и проблема кризиса профессионального развития, наблюдающегося на ранних этапах овладения специальностью.
Выделены основные критические периоды в профессиональном обучении. Таковым, например, является кризис первого курса обучения. Еще не отвыкнув от школьной скамьи, привыкший к тотальному контролю и к директивным формам педагогической работы, уже студент попадает в более свободные, вольные условия. Ведь в университете никто не следит за посещением занятий, успеваемостью, не информирует родителей об успехах или неудачах. У многих студентов в этот период возникает ощущение полной расслабленности, покоя, обучение в вузе кажется легче, чем в школе. Часто такое чувство компенсируется сложностью подачи материала в виде лекций, конспектов.
Также существуют кризисы третьего и последнего курсов. Кризис третьего курса связан с тем, что в обучение включается большое количество профильных предметов, что вызывает трудности в обучении и повышенную тревожность. Кризис же последнего курса связан с написанием дипломной работы. Студенту кажется, что целью на последнем курсе является лишь написание выпускной работы, и забывает про учебную деятельность. Будущий выпускник становится эмоционально неустойчивым и тревожным, потому что перед ним стоит множество проблем: «Сможет ли он получить диплом? Куда идти работать? Состоится ли он как специалист?» В процессе этих кризисов у студентов наблюдается сниженная мотивация к учебе.
Чем большее число педагогов ВУЗа используют личностно-ориентированный подход в обучении, тем легче студенту справиться с кризисной ситуацией, что положительно влияет на его мотивацию к обучению в частности, и личностные качества в целом. Поэтому задача преподавателей с одной стороны проводить профилактику личностных кризисов совместно с обучением, но это не значит, что необходимо решать за студента его проблемы. Преподавателям необходимо лишь направлять, наталкивать студента на верный путь, иначе получается искусственная провокация саморазвития (студент сам должен находить варианты решения своих личных проблем).
Ученые выделяют несколько причин, по которым студент выбирает именно профессию психолога или логопеда. Одной из них, как ни странно, является нынешняя относительная популярность данных видов профессий, их востребованность в наши дни. Но причиной выбора данных профессий может быть и человеческий альтруизм, желание приносить помощь обществу в целом и конкретно человеку. Также студент может поступить на психологический факультет с целью самопознания, из-за бессилия в решении собственных личных проблем и неурядиц (аналогичный пример, если человек с нарушениями речи поступает на логопедическую специальность с целью избавления от своего дефекта). Студент с такой мотивацией не ждет обучения от ВУЗа, а ждет решения своих проблем. При обучении акцентируется внимание именно на внутренний мир человека, процессы, происходящие в нем, что заставляет студента актуализировать имеющиеся трудности, даже если они были на время забыты.
Таким образом, становление личностных и профессиональных качеств студента-психолога можно определить как процесс личных, социокультурных, деятельных изменений, происходящих под влиянием соответствующего обучения, воспитания, социализации, самосовершенствования.
В экспериментальной части нашего исследования мы изучили проблему особенностей формирования профессионально значимых качеств личности у студентов психолого-педагогического факультета ЛГПУ города Липецка. Выборка данного экспериментального эксперимента - студенты 1 курса факультета (18 – 19 лет) и студенты 4 курса факультета (выпускники).
В своей работе мы предположили, что студент психолого-педагогического факультета должен обладать такими значимыми личностными качествами, как эмпатия, потребность в общении, желание помочь людям.
Диагностику эмпатии мы проверяли с помощью теста эмпатийного потенциала личности И. М. Юсупова. Методика основана на суждении, что сочувствие и сопереживание может возникать не только к людям и животным, но и к вымышленным персонажам (литературы, кино, живописи). Данная методика включает в себя 36 утверждений, на которые испытуемые должны ответить. Подсчет баллов проходит в несколько ступеней: сначала подсчитывается общее количество баллов и определяется уровень сопереживания. Затем происходит определение типа эмпатии по 6 шкалам (каждая шкала включает в себя ответы на три вопроса общей тематики).
При изучении мотивов учебной деятельности студентов мы использовали опросник А. А. Реана, В. А. Якунина. Результаты показали, что более 70% испытуемых имели мотив – получение диплома о высшем образовании, около 50% испытуемых имели одним из мотивов «получение стипендии», и только около 40% поступили для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом.
Более 70% испытуемых имели мотив - стать высококвалифицированным специалистом, 60% - приобрести глубокие и прочные знания, 60% - обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности. В мотивах уже не стояли денежные вопросы, боязнь осуждения со стороны других людей и др.
Список литературы:
Гапонова С. А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - N 3. - С. 131 - 135.
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1993. – 380с. ;
Кочюнас Р. Психотерапевтические группы : теория и практика. - М. : Академический проект, 2000;