Евгения Савельева
Статья на тему «Педагогическая запущенность у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, частой сменой школ и преподавателей, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.
Публикация «Статья на тему „Педагогическая запущенность у дошкольников“» размещена в разделах
Черты педагогической запущенности могут проявляться отчетливо, но могут и скрываться за внешне благополучным поведением. Педагогически запущенный ребенок является психически нормальным и физически здоровым, но не обладает знаниями и умениями, необходимыми для нормальной жизнедеятельности.
При сохранении примерно одного механизма возникновения и развития на разных возрастных ступенях педагогическая запущенность имеет свою возрастную динамику, признаки и проявления.
В дошкольном возрасте – это неуспешность в ролевой игре, предпочтение несложных по содержанию предметных игр; несостоятельность в других видах деятельности; неподготовленность к предстоящему обучению в школе, которая выражается в несоответствии уровня представлений ребенка об окружающей среде, возрастным возможностям, в дисгармоничности эмоционально-волевой сферы, неразвитости психических процессов, отсутствии или слабой мотивации учения, познавательной и других видов деятельности; отклонение в поведенческой сфере.
Педагогическая запущенность развивается постепенно, проходя определенные стадии, имеющие комплекс доминирующих причин, признаков, знание которых позволяет правильно диагностировать отклонения и своевременно применить систему коррекционно-воспитательных мер.
Первая стадия педагогической запущенности рассматривается как предрасполагающая, в основном соответствует дошкольному возрасту. Она возникает в результате неправильного воспитания в семье, из-за ошибок воспитателей дошкольных учреждений, приводящих к неблагоприятному положению ребенка в коллективе; как результат депривации (психического состояния человека, возникающего в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей).
Внешними причинами педагогической запущенности в детском возрасте являются дефекты семейного воспитания, на которые наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и в школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания.
Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими.
Важным в работе психолога и воспитателя является своевременное выявление педагогической запущенности и проведение профилактики в целях предупреждения педагогической запущенности у детей.
Работа с педагогически запущенными детьми должна включать в себя:
диагностику педагогической запущенности, в основе которой лежат независимые характеристики педагога и психолога (методы диагностики определяют наличие или отсутствие состояния, выявляют основные отклонения и их уровень);
профилактику, к которой относят стимулирование и мотивацию деятельности ребенка, организацию жизни и деятельности воспитательного коллектива, взаимодействие в различных ситуациях и психолого-педагогическое воздействие;
коррекцию, основными средствами которой являются понимание, сочувствие со стороны педагога, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей ребенка, метод личной перспективы.
Работа с запущенными в воспитательном отношении детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. При этом всегда надо помнить: легче предупредить возникновение отрицательных привычек и проявлений личности, нежели потом ликвидировать уже укоренившиеся привычки и проявления, корректировать личность. И если мы сумеем правильно поставить воспитательную работу с детьми с первых дней их пребывания в детском саду и нейтрализовать отрицательное влияние семьи, то не будет ни трудных детей, ни неудач, ни провалов, в благородном деле - формировании личности человека.