Ольга Фильченкова
Статья на тему: «Польза и вред виртуальной жизни дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: педагог дополнительного образования
(хореограф) МБДОУ «Црр – д/с № 6 г. Тулы
Фильченкова О. В.
В современном мире образование дошкольников неразрывно связано с достижениями науки и техники, передовыми технологиями, которые помогают в работе, учёбе и в быстром получении информации. Компьютеры, интерактивные доска, игровые приставки, планшеты, смартфоны – всё это можно и нужно использовать в интеллектуальном, всестороннем развитии дошкольников. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, зрительное восприятие, игра. Таким образом, обогащается педагогический процесс, применяются современные технологические подходы к улучшению образования с помощью электронных устройств. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах, не в ущерб другим сторонам жизни ребёнка, то они могут принести, положительный результат: усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.
Публикация «Статья на тему: „Польза и вред виртуальной жизни дошкольников“» размещена в разделах
Вместе с тем, ребёнок который всем остальным развлечениям и увлечениям, предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже развивающие, подвергаются риску возникновения многих серьёзных проблем. Психологи считают, что если ребёнок пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие как физическое, так и психическое. Существует четыре основных вредных фактора : нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику и излучение. Контроль, за временем проведения в виртуальном мире должен осуществляться как педагогами, так и родителями. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например - до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером 15-20 минут в день.
Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира через игру и общение, собирание собственных ощущений. Даже самые современные программы не способны заменить им реальный мир, дети должны обучаться и познавать путём проб и ошибок, пропустив всё через себя. Для формирования эмоциональной и физической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.
В работе с дошкольниками я использую многие технологии сбережения здоровья: дыхательную и логоритмическую гимнастику, самомассаж и релаксационные упражнения. Это помогает развивать детское творчество, стимулирует детей к физическим нагрузкам, способствует развитию коммуникативных качеств. Особенно нравятся детям упражнения на релаксацию. «Релаксация» (от лат. Relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после долгого сидения и концентрации внимания или физических усилий.
Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому.
Умение расслабляться поможет одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, препятствовать перевозбуждению, третьим исправить физическое напряжение. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая педагогу, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Как показывает опыт, в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными. Необходимо объяснить и показать ребёнку разницу между расслаблением и напряжением мышц. Это легко сделать в упражнении " Кисточка и карандаш" или " Деревянные и тряпичные куклы" - (Сборник " Танцы, игры, упражнения для красивого движения" М. А Михайлова и Н. В. Воронина). Релаксационные тексты должны иметь доступный для детского понимания смысл, учитывая особенности восприятия дошкольников, развивать способность ребёнка воображать и фантазировать. Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации. Важно, чтобы ребенок научился создавать себе образы, если это помогает его расслаблению. Большое значение уделяется музыке. Пусть музыка будет тихой, мелодичной, помогающей расслаблению. В ней могут присутствовать звуки природы, что стимулирует детскую фантазию. Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных, тактильных ощущений в сюжет упражнений введены элементы тактильного взаимодействия взрослого и ребёнка, например: «Ветерок гладит тебя». Это положительно влияет на реакцию расслабления. Речь педагог должна быть спокойная, тихая, размеренная. Предлагаю вам несколько упражнений на релаксацию для дошкольников старшей и подготовительной групп:
«Воздушные шарики»
Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
«Облака»
Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом, прозрачном небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым, вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.
«Снежная баба»
Упражнение на расслабление всего организма: " Снежная баба". Дети представьте, что каждый из вас превратился в снежную бабу. Она очень большая, с круглыми боками, с торчащими в разные стороны руками, стрит на крепких ножках. А сегодня прекрасное солнечное утро, светит и пригревает солнышко, и наша снежная баба начинает таять. Дети изображают, как снеговик тает сначала с головы, затем одна рука, другая. Постепенно начинает таять туловище, ноги подкашиваются и дети опускаются на пол. Снеговик превратился в лужицу, растёкся по земле, дети лёжа на спине раскинув руки и ноги в стороны, закрыв глаза слушают музыку: «Пушистые облака». Потянитесь, улыбнитесь, отдохнули, а теперь за дело.
«Сказка»
Мы раскинем руки, мы как птицы:
Мы глаза закроем - сказка нам приснится.
Шар приснится голубой и мишутка маленький.
Светлый месяц за горой и цветочек аленький.
Лепестки качает ветер, чуть цветок качается.
Это сказка детям снится, дети расслабляются.
Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!
Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!
(Дети, лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную тихую музыку полностью расслабляются).
Невозможно уберечь детей от виртуальной реальности. В ближайшем будущем она станет обыденностью. Но взрослым нужно помнить: слишком раннее включение в технологический мир, опасно. Жизнь и увлечения ребёнка должны быть разнообразными. Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной,
Что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушения равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого? Заинтересованность в физическом и психическом здоровье должны проявлять не только педагоги, но и родители.
Релаксационные упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников приводится в нормальное состояние психика и нервная система, снимается внутреннее напряжение, формируется умение управлять своими чувствами и эмоциями. Воспитывается уверенность в себе, а главное укрепляется физическое здоровье детей, формируется красивая осанка, положительные эмоции и чувства.
В статье использовались материалы интернет ресурсов:
1. «Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников» ; автор: Коробова Т. Воспитатель высшей категории д/с № 118 Выборгского района г. Санкт - Петербурга.
2. «Польза и вред виртуального мира для дошкольника»;
автор: Березенко Н. В. г. Алексеевка, Белгородской обл. воспитатель МБДОУ
«ЦРР - д/с № 10»
3. «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников – релаксация»
- из опыта работы Коробовой Т. В.
4. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М. А. Михайлова;
Н. В. Воронина.