Нина Митрофанова
Проектно-исследовательская деятельность — основа познавательного развития старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вступая в переходный период, который переживает дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.
Интенсивное изменение окружающей жизни, внедрение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют воспитателю необходимость выбирать более эффективные способы обучения и воспитания.
Публикация «Проектно-исследовательская деятельность — основа познавательного развития старших дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. В ее основе лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания.
Метод проектов актуален и эффективен, так как он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, а также является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности ребенка, и это свидетельствует об актуальности проблемы развития исследовательской деятельности у дошкольников и о недостаточной ее разработанности в плане развития ребенка.
При организации проектно-исследовательской деятельности в ДОУ мы сталкиваемся с несоответствием между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.
Традиционная форма организации предусматривает разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность же, напротив, осуществляется в пространстве, где нет четких заданных норм. Естественно, что воспитателю проще действовать согласно установленной программе, чем искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу.
В проектной деятельности должна проявляться инициатива и самостоятельная активность ребенка. Воспитатель может немного видоизменить оригинальную идею ребенка. Задача педагога заключается не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с другой стороны.
Проблема заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.
Ребенку метод проектов дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Для реализации проекта воспитатель определяет этапы, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала.
Для детей старшего дошкольного возраста характерен развивающий этап, так как они уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей старшего дошкольного возраста развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Таким образом, задачи для старшего дошкольного возраста :
- развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- развивать специальные способы ориентации- экспериментирование и моделирование;
- формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
В проектной деятельности старшего дошкольника происходит формирование субъектной позиции, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Таким образом, проектно-исследовательская деятельность в работе со старшими дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Список использованной литературы:
1. Ермолова Н. В. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015 №1 – С. 10.
2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. М. А. Захарова, Е. В. Костина. – Москва: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
3. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. / Л. Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – 7 с.
4. Патронова И. Проектный метод / И. Патронова // Дошкольное воспитание. – 2007 №3 – 81 с.
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. – сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – Москва: АРКТИ, 2006. – 96 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : Приказы и письма Минобрнауки РФ. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.