Любовь Архипова
Педагогические исследования по проблеме развития социальных навыков в раннем возрасте
▼ Скачать +Заказ
Ранним возрастом считается период с одного года до трёх лет, в этом возрасте у ребенка закладываются такие важные и фундаментальные способности человека как – любознательность, познавательная активность, целенаправленность, настойчивость, воображение и пр.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте стремительно расширяется: границы семьи раздвигаются, дети поступают в дошкольное образовательное учреждение. Ребенок постигает мир социальных отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. У него появляется сильное желание присоединиться к этой взрослой жизни, стать активным ее участником [Белкина, В. Н. Детская психология].
Публикация «Педагогические исследования по проблеме развития социальных навыков в раннем возрасте» размещена в разделах
Поскольку наше исследование посвящено развитию социальных навыков в раннем возрасте, нам необходимо рассмотреть сами понятия, что такое навык и социальные навыки.
Навык – это активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок. Сам двигательный навык — очень сложная структура: в нем всегда имеются ведущий и фоновые уровни, ведущие вспомогательные звенья, фоны в собственном смысле слова, автоматизмы и перешифровки разных рангов и т. д. В не меньшей мере насыщен чисто качественной структурной сложностью и процесс его формирования [Зимняя И. А. Педагогическая психология].
Н. А. Бернштейн делит построение любых навыков на два периода : установление навыка и стабилизация навыка.
Первый период. Установление навыка включает в себя четыре фазы:
1) установление ведущего уровня;
2) определение двигательного состава движений;
3) выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений — изнутри».
4)переключение фоновых коррекций в низовые уровни «автоматизация».
Важно, понимать, что выработка любого навыка требует времени, она должна обеспечить точность и стандартность всех движений.
Второй период. Стабилизация навыка включает в себя три фазы:
1) срабатывание разных уровней вместе (синергетическая);
2) вторая — стандартизация;
3) третья — стабилизация, обеспечивающая устойчивость к разного рода помехам.
Для успешного формирования навыка выделяют несколько влияющих факторов:
– количество совершаемых повторений;
– индивидуальные способности и особенности;
– мотивы приобретения навыка.
Если сформированным навыком не пользоваться, происходит «деавтоматизация», то есть утрата навыка.
Множество исследователей выделяли понятие «социальный навык», так, например в исследованиях В. Слота, социальные навыки – это набор способов и приемов соц. взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе, устанавливает свое равновесие с другими [Воронин А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике ].
Социальные навыки по мнению Г. В. Белокуровой – это понятие очень многогранное. Включает в него ряд компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент включает в себя знание о правилах и нормах поведения. Эмоциональный предполагает принятие правил и норм поведения, положительное отношение к другим и к себе. Поведенческий компонент подразумевает усвоение правил и норм поведения. Этот компонент выражается в умении учитывать чувства и интересы других, умении договариваться, умении радоваться успехам других и сопереживать неудачам» [7. Белокурова, Г. В. Педагогические условия формирования социальных умений дошкольника средствами этикета].
Е. В. Опарина считает, что: «Социальные навыки – это умение индивида эффективно выстраивать взаимоотношениями с другими членами общества» [Опарина, Е. В. Формирование социальных навыков школьников во внеурочной проектной деятельности в разновозрастных группах].
По мнению О. Ф. Борисовой: «Социальные навыки – качество человека, которое формируется в процессе овладения представлениями и знаниями о социальной действительности, активного творческого освоения социальных отношений. Это процесс происходит на разных этапах жизни и в разнообразных видах социального взаимодействия» [Борисова, О. Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста].
Разобрав понятие «социальные навыки», мы можем сделать вывод, что не смотря на различие в определениях, все ученые выделяют, то, что социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с людьми. Целью социальных навыков является достижение согласия и взаимопонимания между людьми.
Начиная с раннего возраста дети начинают овладевать социально-бытовыми навыками, в их состав входят:
– навык по уходу за собой, к этому навыку относится умение проведения гигиенических процедур, раздеваться и одеваться;
– навыки овладения элементарными движениями, определяющими социальное поведение, к этому навыку относится умение самостоятельно садится на стул, вытирать ноги о ковер при входе с улицы в помещение, подниматься и спускаться по лестнице.
– навык питания, умения ребенка пользоваться столовыми приборами, посудой и пр;
Для нас важно, что в раннем возрасте начинают формироваться такие социально-коммуникативные навыки как :
– умение контролировать свои эмоции (дети начинают осваивать способы решения конфликтов, понимать эмоциональное состояние себя и окружающих его людей.);
– проявлять хорошие манеры (соблюдать установлении правила поведения);
– общение с другими людьми (появляется потребность в общении, дети учатся слушать и слышать).
Проанализировав разные исследования, была выявлена следующая структура социально-коммуникативных навыков :
– когнитивный компонент (который определяется знанием ребенком своей роли в системе социальных отношений, умением пользоваться вербальными и невербальными средствами общения, представлениями ребенка о нормах и правилах поведения в разных ситуациях);
– Мотивационно-потребностный компонент (использование социально признанных форм общения, умение устанавливать эмоциональный и личностный контакт посредством общения, наличие мотивации на контакт с социальной средой);
– Деятельностный компонент (применение коммуникативных навыков в процессе общения, способность к эмоциональной идентификации, адекватность поведения в стрессовых ситуациях);
– Оценочный компонент (адекватная самооценка, адекватное восприятие действий партнера по общению).
Следовательно, социально-коммуникативные навыки ребенка развиваются в результате общения. Необходимость вступать в общение не появляется во время рождения, а возникает в процессе практики социального взаимодействия с окружающими. Возникновение потребности в общении зависит от того, с кем общается ребенок и каков характер данного общения. В раннем возрасте ребенок вступает в две сферы общения – общение с взрослым и общение со сверстником [Козлова, С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка ].
Проанализировав многочисленные исследования, мы сделали вывод, что общение ребенка со взрослым является основным условием для развития его психологических качеств. Именно через общение происходит его знакомство с речью, от качества которого будет зависеть его будущие способности. Благодаря общению происходит обмен различными знаниями, ценностями и результатами деятельности.
Неотъемлемой частью развития ребенка является не только общение со взрослыми, но и общение со сверстниками. Именно через общение со сверстниками, дети понимают и овладевают нормами взаимоотношений между людьми. Развитие потребности в общении со сверстником проходит ряд этапов:
– сначала у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу;
– к концу второго года жизни — стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи;
– на третьем году жизни появляется чувствительность к отношению сверстника [Ручий, Н. П. Гармоничное развитие и воспитание детей раннего возраста ].
Кроме того, в общении со сверстниками ребенок решает различные коммуникативные задачи, приобретает навык строить отношения с окружающими, реализует себя как субъект в системе социальных отношений.
Социальные навыки являются неотъемлемой частью социального развития.
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДОО) является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя определенную роль, отображаемую обществом. Шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума [Синяпкина, Е. И. Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста в контексте ФГОС ДО ].
Социальное развитие (социализация) – «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений» [Блинова, Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста ].
По мнению коллектива авторов Т. Ю. Федоровой и А. Б. Артеменко под социальным воспитанием следует понимать: «Специально организованную педагогическую деятельность, целенаправленный процесс формирования социальных навыков ребенка, необходимых ему для успешной социализации»[ Артеменко, А. Б. Проблемы социализации дошкольников ].
Таким образом для нашего исследования значимо что :
Социальные навыки, которые формируются в различных видах деятельности детей раннего возраста, являются неотъемлемой частью социального развития.
Процесс приобретения социальных навыков представляет собой многогранное явление, в результате которого индивид усваивает устоявшиеся в обществе нормы человеческого общежития и осознает себя как «социальный субъект».
Ведущую роль в развитие социальных навыков ребенка раннего возраста играет взрослый, а главным условием обеспечения нормального формирования социальных навыков у детей раннего возраста является общение со взрослыми и единство педагогических требований со стороны всех участников в процессе воспитания.