Ирина Аницаева
Конспект занятия по пересказу рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: учить детей целенаправленно овладевать материалом рассказа, излагать содержание близко к тексту, уметь употреблять в пересказе местоимения и глаголы в форме 1-го лица, формировать навыки перевода косвенной речи в прямую.
Ход занятия
Перед чтением рассказа можно провести вводную беседу, способствующую определенному эмоциональному настрою детей. Вопрос «Что вы лепите из снега?» оживит личный опыт каждого ребенка, вызовет желание высказаться и выслушать товарищей. После этого дети проявят больший интерес к рассказу, внимательно прослушают его.
Беседа по содержанию прочитанного должна закрепить целостное восприятие рассказа. Вопросы педагога сосредоточивают мысль ребенка на последовательности развития событий, на описаниях, выразительных словосочитаниях и оборотах. В речевой практике - в форме ответов на вопросы - дошкольники лучше освоят языковой материал произведения и, приступив к пересказу будут свободнее им пользоваться. Отвечая на вопросы, дети должны вспомнить соответствующие места в тексте. «Какой снежне колобок слепил Алеша?» - «. Алеша нашел угольки сдела глаза, нашел палочки сделал нос и рот». «Как оказал снежный колобок в кармане Алешиного пальто?» «. Жалко Алеше колобок на дворе оставлять, взял он его и положил в карман». «Что же увидели ребята с Алешей около шкафчика и шкафчике?» «Около шкафчика они увидели лужу, а когда открыли дверку увидели: из кармана кап, кап, кап вода капает». Так вопросы педагога активизируют процесс освоения детьми литературного материала.
Рассказ имеет очень своеобразную концовку прямое обращение автора к читателям: «А колобок где? Как вы думаете?- Когда в конце пересказа ребенок воспроизведет этот вопрос, педагог может предложить одному-двум детям ответить на него. Так в силу специфики текста рассказчик и слушатели объединяются совместными речевыми действиями.
Анализируя и оценивая пересказы детей, воспитатель отмечает, насколько выразительно прозвучала в речи рассказчиков попросительная интонация, помогает логическим ударением, паузой выделить в концевой фразе вопросительные слова и т. п. На материале рассказа «Про снежный колобок» педагог может познакомить детей с новым для них видом пересказа от лица главного героя. Для этой цели отводится самостоятельное занятие. Воспитатель, предлагая детям новое задание, использует разнообразные методические приемы: пояснения, образец пересказа, указания, прием совместных действий. Повторно прочитав рассказ, педагог обращается к группе: «Дети! Алеша, наверное, подробно рассказал дома все о снежном колобке. Как он рассказывал? Он мог рассказать так: «Я слепил снежный колобок. Нашел угольки сделал глаза; нашел палочки сделал нос и рот. Поиграли мы, погуляли и пошли опять в детский сад. А мне жалко колобок во дворе оставлять, взял я его и положил в карман.
Пришел в детский сад, повесил свою шубу в шкафчик, а в кармане шубы остался лежать снежный колобок. Мы пообедали, после обеда спать легли, а когда проснулись, я вспомнил про свой колобок. Побежал с ребятами к шкафчику, а около шкафчика лужа. Что такое?»
Доведя рассказ до этого места, воспитатель предлагает закончить его и дети получают возможность воспроизвести концовку текста, построив фразу в форме прямой речи: «Поглядел я в карман, а там нет колобка. Лежат в мокром кармашке два уголька и две палочки.»
Таким образом педагог показывает детям, как трансформируется текстовой материал, если пересказ ведется от лица главного героя. При этом он подчеркнуто произносит слова - местоимения, слова-глаголы, употребленные в форме первого лица, и т. п. ; использует интонации, передающие внутреннее состояние мальчика. Педагог дает возможность детям самим на материале одной фразы перевести косвенную речь в прямую, подводя их к пересказу от лица главного героя.