Шахмина Елена
Патриотическое воспитание младших школьников в процессе духовно-нравственной внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание младших школьников в процессе духовно-нравственной внеурочной деятельности
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств, следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости [3].
В чем же реализуется патриотизм в настоящее время? Как воспитывать это чувство в современных детях - это актуальные вопросы данного времени.
Воспитание чувства патриотизма это, безусловно, воспитание нравственности. Мы хотим видеть своих детей высоконравственными, имеющими желание прийти на помощь, с явным желанием делать свою страну счастливее, богаче и крепче. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) определяет главной целью духовно-нравственное воспитание личности учеников. Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе по ФГОС НОО строится вокруг оценки форсированности основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к родному краю и малой родине, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира [4].
Большой потенциал в патриотическом воспитании младших школьников заключён во внеурочной деятельности. Однако, несмотря на потенциал внеурочной деятельности в развитии младшего школьника, в частности в патриотическом воспитании, её возможности используются не в полной мере, отчасти это объясняется тем, что недостаточно разработано содержание внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию [1].
Согласно поправкам в «Законе об образовании в РФ», которые вступили в силу с 1 сентября 2021 года предлагается определить воспитание как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».
Среди воспитательных направлений сегодня наиболее актуальными выступают патриотическое и гражданское воспитание как стержневые, основополагающие, соответствующие насущным требованиям и вызовам современности и являющиеся основой формирования сознания нынешних и грядущих поколений [5].
Чувство патриотизма у детей в этом возрасте формируется, когда они начинают осознавать себя частью целого культурно-исторического сообщества, становятся сопричастными к народной культуре.
На этапе младшего школьного возраста в качестве одного из важнейших условий воспитания патриотизма выступает ознакомление с явлениями общественной жизни. Но таковым оно становится при целенаправленной педагогической работе, которая предполагает вовлечение детей в разнообразную деятельность и использование специальных методов и приёмов воздействия на эмоциональную сферу ребёнка [2].
Подводя итоги, мы можем дать определение, что такое патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.
Цель патриотического воспитания: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов Отечества.
Патриотическое воспитание младших школьников представляет собой целостный педагогический процесс, основанный на взаимодействии субъектов воспитания и направленный на развитие чувств патриотизма, выступающего в качестве социально-нравственного императива.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в общеобразовательной организации являются: духовно-нравственное, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. Такие формы патриотического воспитания как, индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные актуальны при формировании личности ребенка младшего школьного возраста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдуллатипов, Р. Г. Феномен патриотизма в условиях рынка [Текст] / Р. Г. Абдуллатипов. – М: Знание, 2011. –234 с.
2. Агапова И. Патриотическое воспитание в школе / И. Агапова, М. Давыдова. – М. : Айрис-пресс.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч. 1/[М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др. ]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2010 343 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. /Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 7 стр.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации"/ Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе