Екатерина Бережнова
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с растениями и животными в процессе наблюдений в природе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с растениями (животными) в процессе наблюдений в природе
Формирование экологической культуры начинается с младшего дошкольного возраста. Дошкольный период - это самый важный этап в жизни каждого ребенка. В это время идет интенсивное умственное и физическое развитие, у ребенка закладываются основные черты характера, моральные качества личности, формируются различные способности (осознание и принятие природы, дотошность в знаниях, концентрация, закономерно думать, бережливое отношение к природе).
Публикация «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с растениями и животными в процессе наблюдений в природе» размещена в разделах
В период дошкольного детства важно заложить основы экологической культуры. Именно в период дошкольного возраста закладываются яркие эмоциональные впечатления, первые представления о природе, в этот в этот момент закладывается основа верного взаимодействия с окружающим миром и формируется правильная ценностная цепочка. Во время знакомства детей дошкольного возраста с природой большое значение имеют вопросы о формировании представлений о сезонных изменениях в природе. Сезонные изменения в природе оказывают влияние не только на экологическое воспитание личности, но и на интеллектуальное развитие, формируется мировоззренческая концепция и определяется ребенком понятия сменяемости и изменения в природе. Успешное осуществление формирования представлений о сезонных изменениях в природе дошкольников возможно при условии обеспечения чувственного способа познания мира, тесного общения дошкольника с объектами ближайшего окружения природных объектов.
Дети младшего дошкольного возраста имеют способность связывать происходящие события в природе, и образовывать конкретные и обдуманные факты о движении событий в природе.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что данный аспект образования дошкольников необходимо начинать в более ранний период. Именно данная возрастная группа более восприимчива к новой поступающей информации обо все, в том числе и о природе.
Анализ ряда исследований (Н. Н. Авдеевой [1], Л. А. Аветисян [2], С. А. Веретенниковой [8], О. В. Дыбиной-Артамоновой [12], Е. М. Кульчицкой [25] и других) показывает, что дети в возрасте 2-3 лет видят и узнают окружающий их мир совсем иначе, чем взрослые. Ребенок в таком возрасте ориентируется на эмоциональное восприятие действительности, 90% его мыслительной деятельности базируется на простых и поверхностных знаниях о природе. Сам процесс ознакомления с природой в ДОУ включает в себя следующие группы методов:
1. Наглядный (наблюдение и рассматривание картин);
2. Практический (игровой метод, труд);
3. Словесный (беседа, чтение художественной литературы).
Рационально подобранные методы и формы познания информации для детей младшего дошкольного возраста очень значимы для воспитателя и являются основополагающими факторами успеха. Залогом успеха является использование комплекса методов обучения.
Одним из важнейших и эффективных методов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с природой в педагогике является наблюдение так как, ребята в этом возрасте очень восприимчивы к разного рода информации, особенно если она подкреплена практической деятельностью вместе со взрослым.
В процессе обучения детей младшего дошкольного возраста используются различные категории наблюдений : кратковременные (5-8 минут, длительные (10-25 минут, повторные (повторение пройденного материала с добавлением информации, сравнительные (сравнение одного живого существа с другим и определение их отличий друг от друга). [4,21].
Повторение деталей усвоенной и усвояемой в данный момент информации в процессе познания путем наблюдения должно быть обязательно, потому, что такой подход образовывает более интересную и подробную логическую цепь в мышлении детей, дает возможность познать больше информации и пополняет словарный запас. И не стоит игнорировать факт самостоятельной деятельности детей в процессе наблюдения [32,78].
Развитие чувства прекрасного, наблюдательность, расширение кругозора, все это дает детям правильно организванный воспитателем процесс наблюдения.
Очень важным аспектом в наблюдении является повышение умственной нагрузки, необходимо озадачивать ребят вопросами, ставить перед ними задачи для решения, все это поможет в будущем овладеть максимальным количеством полезной информации о себе и окружающем мире. Также неотъемлемой частью знакомства детей младшего дошкольного возраста с природой в процессе наблюдения является поощрение за проделанную индивидуальную или групповую практическую работу и любознательность.
Стоит включать в процесс наблюдение и игровую составляющую, так как в этой возрастной группе информацию усваивается лучше в процессе игры и совместной работы с взрослым.
Процесс наблюдения вносит большой вклад в представление природы детьми младшего дошкольного возраста, и формирует истоки правильного и дружелюбного отношения к природным ресурсам нашей Родины.
Взаимодействие с миром растений и животных благоприятно действует на личность, так как взращивает доброту и душевную мягкость.
Бережное отношение к окружающей нас природе у человека необходимо начинать строить уже в младшем дошкольном возрасте.
Природа-это очень важная и нужная часть воспитания и развития мышления ребенка младшего дошкольного возраста.