Анастасия Холодкова
Особенности внимания у детей с нарушениями речи. Актуальность игр на развития внимания у детей с нарушением
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценная речь - необходимое условие коммуникативного становления и развития человека, формирования его личности. Нарушения речи разного происхождения приводят к отклонениям в познавательной и эмоционально-волевой сфере, к нарушениям в развитии личности.
Внимание - это особенность психической деятельности человека, обеспечивающая наилучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Внимание детей с нарушениями речи отличается рядом особенностей : неустойчивостью, низким уровнем произвольного внимания, сложностями в планировании своих действий. Дети с трудом сосредотачивают внимание на анализе условий, поиске разных способов и средств в решении задач, выполнение носит репродуктивный характер.
Имеются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от раздражителя (зрительный или слуховой) : детям с нарушением речи намного труднее сконцентрироваться на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. В первом случае наблюдается большее количество ошибок, связанных с нарушением грубых дифференцировок по цвету, форме, расположению фигур.
Контроль за собственной деятельностью часто не сформирован или значительно нарушен, причем наиболее страдает контроль, связанный с анализом условий задания. В основном контроль возможен при дополнительной помощи педагога: требуется повтор инструкции, показ образца, конкретные указания.
Особенности внимания детей с ОНР проявляются в характере допущенных ошибок. Отмечено, что пропуски знаков преобладают над другими видами ошибок. Многие дети не могут проследить фигуры на одной строчке, «прыгают» но всему листу, отыскивая ту или иную фигуру, или начинают заполнять таблицу последовательно, фигура за фигурой, что говорит о недостаточности распределения внимания и низкой сформированности зрительно-пространственных представлений.
Характерная особенность внимания детей с ОНР – отвлекаемость, под воздействием ярких и сильных раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявить волевое усилие для преодоления трудностей. Чем выше уровень организации и саморегуляции, тем меньше пропусков. У детей с преобладанием процесса возбуждения процент ошибок больше, чем у детей тормозимых.
Г. Л. Розергарт-Пупко (1966) прямо говорит о тесном взаимодействии речи и зрительного предметного восприятия. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова. Так, в результате исследования зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями речи получены данные о недостаточной сформированности целостного образа предмета, при этом, простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается от нормы (Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, 1991).
Затруднения появляются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Дети с ОНР воспринимают образ предмета в усложненных условиях с трудностями: увеличивается время принятия решения, они не уверены в правильности ответов, появляются ошибки опознания, число которых увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.
При решении поставленной задачи дети с ОНР чаще пользуются простыми формами ориентировки, т. е. примериванием к эталону. Дети с ОНР нередко при примеривании фигур ориентируются не на их форму, а на цвет.
Дошкольники с ОНР имеют и низкий уровень развития запоминания и узнавания букв: они с трудом дифференцируют написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, обнаруживают трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, в назывании букв печатного шрифта, данных в беспорядке. В связи с этим многие дети оказываются не готовыми к овладению письмом.
У дошкольников с ОНР проявляются ошибки в зрительном узнавании предметов. Трудность наблюдалась в сложных случаях в ситуациях наложения, зашумления, а также при исследовании буквенного гнозиса. При составлении рассказа по цепи сюжетных картин дети с ОНР больше времени тратили на разложение картинок в нужном порядке, не могли выявить временные, причинно-следственные связи, не понимали смысла сюжета, не смогли составить полноценный рассказ.
Таким образом, нарушения зрительной сферы у детей с ОНР проявляются в основном в бедности и недифференцированности зрительных образов и непрочности зрительных следов, а также в отсутствии прочной и адекватной связи слова со зрительным представлением предмета
Дошкольное детство – особый период в развитии личности. Именно здесь закладываются основы физического, умственного, психического развития человека.
Одной из важнейшей составной части общего психического развития ребенка – это развитие внимания, памяти, что является одним из условий успешной адаптации ребенка к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста – является игра, которая, по мнению Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой, используется взрослыми в целях воспитания дошкольников. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Развитие внимания, памяти через игровые приемы – важная, нужная задача при работе с детьми с нарушениями речи, так как речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффектно – волевой сферах.
Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Именно оно делает наши психические процессы полноценными. Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, воспринимать окружающее. Как необходимое условие в окружающей действительности, внимание имеет большое значение для любой деятельности, особенно для обучения.
Внимание разделяют на :
• произвольное,
• непроизвольное
• и послепроизвольное.
Произвольное внимание требует сознательных волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью и устойчивостью. Это внимание обусловлено осознанием цели, наличием мотивов, интересов.
Непроизвольное внимание возникает непосредственно под воздействием внешних раздражителей, действующих в данный момент и вызывающих возбуждение в определенных участках коры головного мозга. Такое внимание не требует предварительной готовности к данному восприятию или действию. Оно протекает, как правило, внезапно и непродолжительно.
Послепроизвольное внимание возникает в тех случаях, когда исчезает необходимость волевого усилия для сохранения произвольного внимания, а эффективность познавательных процессов сохраняется.
Внимание характеризуется рядом свойств: объемом, концентрацией, устойчивостью, переключаемостью, подвижностью и распределением. Нарушение каждого из свойств приводит к трудностям в функционировании внимания как процесса, как следствие к отклонениям в деятельности ребенка.
При маленьком объеме внимания – это невозможность сконцентрироваться одновременно на нескольких предметах, удерживать их в уме.
При недостаточной концентрации и устойчивости внимания ребенку трудно долго сохранять внимание, не отвлекаясь и не ослабляя его.
При недостаточной избирательности внимания ребенок не может сосредоточиться именно на той части материала, которая необходима для решения поставленной задачи.
При плохо развитой переключаемости внимания ребенку трудно переключиться с выполнения одного вида деятельности на другой.
При плохо развитой способности распределения внимания ребенок не умеет эффективно (без ошибок) одновременно выполнить несколько дел.
Недостаточная произвольность внимания не позволяет ребенку сосредоточить внимание по требованию.
Подобные недостатки частично могут быть устранены при применении игровых заданий и упражнений, которые предлагаются далее.
Особенность внимания ребенка дошкольного возраста такова, что пока ему интересно – он сосредоточен.
Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У дошкольников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания.
В основу видовой классификации памяти положены три основных критерии:
Объект запоминания, т. е. то, что запоминается. Это предметы и явления, мысли, движения, чувства. В соответствии с этим различают такие виды памяти, как:
Образная,
Словесно – логическая,
Двигательная,
Эмоциональная.
Степень волевой регуляции памяти. С этой точки зрения различают:
Произвольную и
Непроизвольную память.
Длительность сохранения в памяти. В данном случае имеется в виду:
Кратковременная,
Долговременная, Оперативная память.
Развивать различные виды памяти необходимо в дошкольном возрасте, используя предлагаемые нами игровые приемы и упражнения в организованной и повседневной деятельности детей