Климова Ирина Михайловна
Особенности согласования прилагательных и существительных у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать +Заказ
Аннотация: В статье представлено теоретико-экспериментальное исследование особенностей согласования прилагательных и существительных у детей с общим недоразвитием речи. Предложена педагогическая диагностика усвоения согласования у дошкольников, позволяющая наиболее точно определить уровень сформированности операций согласования прилагательных и существительных.
Ключевые слова: Согласование, прилагательные, существительные, общее недоразвитие речи (ОНР, старший дошкольный возраст.
Публикация «Особенности согласования прилагательных и существительных у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Введение. В настоящее время наблюдается увеличение детей с общим недоразвитием речи. Исследователи данного нарушения отмечают недостаточную сформированность речевой функциональной системы, бедность словаря, что характеризуется недостаточной сформированностью предметной, глагольной, атрибутивной лексики.
От умения согласовывать прилагательные и существительные зависит понимание речи, ее чистота и выразительность. Ребенок, овладевая определенными языковыми закономерностями, становится способным формулировать собственные речевые высказывания. Неусвоение же закономерностей языка приводит к нарушениям согласования, морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения[7]. При усвоении морфологических норм языка функции речи ребенка увеличиваются. Она является не только функцией общения, но и функцией сообщения через правильно сочетаемые слова и предложения[1]. Овладение правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Это проявляется в умении более логично мыслить, умении последовательно обобщать, и точнее излагать свои мысли.
Вместе с системой смысловых связей слово способно вызывать у детей внешние и звуковые связи. При этом любая смысловая связь облекается в конкретную грамматическую структуру на уровне словосочетания и предложения. Слово обладает потенциальной возможностью связи с другими словами[5].
Своевременное исследование уровня сформированности функции согласования у детей с ОНР позволит проводить грамотную коррекционную работу по исправлению недостатков, что, в свою очередь, будет способствовать полноценному формированию ребенка, как личности [2].
Изложение основного материала статьи. На базе детского сада проводилось исследование по проблеме согласования прилагательных и существительных у старших дошкольников.
Для организации и проведения эксперимента были выбраны две группы: 10 детей с нормальным речевым развитием и экспериментальная-10 дошкольников с общим недоразвитием речи (по заключению психолого-медико-педагогической комиссией). Возраст участников 5-6 лет.
Целью констатирующего эксперимента стало выявление проблем согласования прилагательных и существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и сравнения их с особенностями показателей при норме речевого развития.
Констатирующий эксперимент проходил в несколько этапов. На первом этапе была отобрана группа детей для участия в эксперименте и определена методика обследования. На втором этапе был осуществлен педагогический эксперимент, направленный на изучение особенностей грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. На третьем этапе был произведен количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
Для реализации поставленных задач, был подобран ряд заданий из диагностических комплексов Р. И. Лалаевой[4], которые помогли в изучение особенностей словоизменения прилагательных и существительных детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Система оценивания Р. И. Лалаевой включает в себя количественную и качественную оценку. Комплексное обследование включало 8 экспериментальных заданий по 8 направлениям[3]. Были изучены:
1. Согласование прилагательного с существительным в единственном и множественном числе.
2. Согласование прилагательного с существительным в мужском, женском и среднем роде
3. Согласование прилагательного с существительным в родительном падеже множественного числа
4. Согласование прилагательного с существительным в дательном падеже единственного числа
5. Согласование прилагательного с существительным в дательном падеже множественного числа
6. Согласование прилагательного с существительным в творительном падеже единственного числа
7. Согласование прилагательного с существительным в предложном падеже единственного числа
8. Согласование прилагательного с существительным в предложном падеже множественного числа
В результате выбранного комплексного обследования была проведена диагностика особенностей словоизменения у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием. В ходе нее выявлены и обработаны данные о сформированности у детей старшего дошкольного возраста операций согласования.
У детей с ОНР (III уровень речевого развития) во время выполнения заданий можно было наблюдать следующие ошибки:
1. В замене родовых окончаний прилагательных при согласовании с существительными в именительном падеже («голубой книга», «синяя платье»).
2. В замене падежных окончаний прилагательных («маленький хомяку» вместо «маленькому хомяку», «с красной полоской» заменяется на «с красною полоска»).
3. В замене и искажение падежных окончаний существительных при согласовании с прилагательными («голубых конев» вместо «голубых коней», «о большой собаке» заменяется на «о большой собаку»)[6].
4. Ошибки в оформлении множественного числа существительных («сто лы» вместо «столы»).
5. Невозможность образования формы множественного числа существительного или прилагательного.
Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи находят свое отражения во всех его компонентах: в умении анализировать предложения, умении согласовывать слова в роде, числе и падеже, составлять сложные синтаксические конструкции. Необходимо отметить, что самым сложным для детей оказываются синтаксические конструкции с предлогами. Предлоги же в свою очередь либо сливаются с отдельными словами, либо игнорируются, следовательно, дети не понимают значение предлогов в предложениях.
Выводы: Данное исследование позволило установить, что процесс усвоения флективной системы языка у дошкольников с ОНР происходит в более замедленном темпе по сравнению со сверстниками. Система флексий препятствует успешному овладению родным языком, так как формируется в искаженном виде. Дети с общим недоразвитием речи не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития навыка согласования прилагательных и существительных и нуждаются в особой коррекционной работе, которая должна приблизить их нормальному уровню речевого развития и формированию чувства языка, поэтому главной задачей логопеда является помочь ребенку в нормализации речи. Именно решение данной проблемы поможет ребенку коммуницировать со сверстниками и взрослыми.
Литература:
1. Голубец О. Д. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с ОНР / О. Д. Голубец // Логопед. – №9. – 2013. – С. 17-18.
2. Двуреченская О. Н. Минеева Е. Д. Особенности словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. -2019.-№ 62-2. С. 72-74.
3. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб: СОЮЗ, 2001. - 224 с.
4. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. - М., 2011
5. Медведева Е. Ю. Особенности работы по обогащению лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с нарушениями речи // Вестник Мининского университета. -2014.-№ 3 (7). С. 21.
6. Соковых С. В. Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи // ГБУ «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования г. Москвы» .-2016.-№1.-С. 276-279.
7. Тамбовцева, А. Г. Формирование грамматического строя речи // Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф. А. Сохина. М., 1984. С. 105- 121