Мария Зайцева
Обогащение словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлена актуальность проблемы обогащения словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Авторы описывают работу, проводимую в дошкольном образовательном учреждении, по обогащению словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В. В. Воскобовича.
Ключевые слова : словарь, словарный запас, нарушения речи, дошкольный возраст, развивающие игры, В. В. Воскобович.
Публикация «Обогащение словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи посредством развивающих игр В, В, Воскобовича» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
В настоящее время отмечается тенденция увеличения числа детей с нарушениями речи. Одним из проявлений речевого недоразвития является ограниченности словарного запаса.
Актуальность проблемы обогащения словаря детей дошкольного возраста отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «Речевое развитие», где указывает о необходимости обогащение активного словаря у детей [2].
Для того чтобы процесс обогащения словаря дошкольников был эффективным необходимо найти наиболее эффективные педагогические технологии. К одной из таких относится игровая технология В. В. Воскобовича, которую педагоги активно используют в образовательной деятельности в ДОУ как в работе с дошкольниками с нормативным развитием, так и с детьми, имеющимися какие-либо нарушения, в том числе речевые [3].
Использование развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет поддерживать интерес детей дошкольного возраста, повышает мотивацию к занятиям. Эти игры понятные всем дошкольникам, в них представлены интересные персонажи – Гномики, паук Юк, Долька, Магнолик, Крутик По, Мишик, пчелка Жужжа, гусеница Фифа и др., которые привлекают внимание детей, что помогает педагогу в непринужденной обстановке решать нужные задачи, в части по обогащению словаря детей с нарушениями речи [1].
Приведем примеры игр, которые мы применяем на практике в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, для обогащения словаря, используя развивающие игры В. В. Воскобовича.
Мы активно включаем в работу с детьми с нарушениями речи предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес». Например, для формирования умения у детей подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет, включаем таких игровых персонажей как гномики – Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, которые предлагают детям поиграть в игру «Лови да бросай – цвета называй».
Один из гномов говорит: «Что у нас какого цвета – мы расскажем вам об этом». Далее другой гномик бросает мяч ребенку, называет прилагательное, которое обозначает цвет, например, бросил мяч Зеле, говорит – зеленый, а дошкольники должен назвать существительное, которое подходит к этому прилагательному, например, огурец и т. д. И так бросает каждый гномик и дети называют существительные.
Для формирования сравнительной степени прилагательных можно предложить дошкольникам поработать с коврографом Ларчик. Вводится новый персонаж, например, гусеница Фифа, которая предлагает поиграть в «Разноцветные веревочки» :
- Разделите веревочки на части, мерой длины считаются клетки коврографа, первая веревочка 1 и 9 клеток, вторая 2 и 8 клеток и т. д. Скажите, какая веревочки длиннее всех, какая короче (главное, чтобы дети говорили полным предложением;
- Длинные и короткие – разложи карандаши по коробочкам.
Далее можно сказать, что пришел Лопушок. На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну ячейку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб выше всех? Ниже всех?
У Мишика случилась беда, после зимней спячки он забыл некоторые слова и просит помощи «Подобрать словечко». Это задание направлена на расширение у детей словарного запаса, развитие умение согласовывать прилагательное с существительным. Мишик называет прилагательное, а дети подбирают к нему существительное (рис. 1).
Рис. 1. Задание от Мишика «Подобрать словечко»
На коврографе Ларчик располагаются картинки с изображением животных и их жилищ. Воспитатель рассказывает о том, что Филимон Коттерфильд делал свои фокусы и случайно все перепутал, а назад восстановить ничего не может. Поэтому просит помощи у ребят помочь ему найти жилица для животных, соединить их цветными веревочками между собой, а затем назвать жилище каждого животного (рис. 2).
Рис. 2. Задание от Филимона Коттерфильда «Чье это жилище?»
Незримка Всюсь предлагает игру «Говори наоборот». Которая направлена на закрепление в словаре детей противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Он называет слово, а ребенок называет противоположное по значению слово (рис. 3)
Рис. 3. «Говори наоборот»
Таким образом, развивающие игры В. В. Воскобовича являются не только увлекательным педагогическим средством, повышающим интерес и мотивацию детей к занятиям, но и способствующим обогащению словаря детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Список литературы
1. Налимова В. В. Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в речевом развитии дошкольников / В. В. Налимова, И. Н. Дымченко // Педагогика: традиции и инновации: материалы XII Междунар. науч. конф. – Казан: Молодой ученый, 2021. – С. 13-15
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования и науки России от 17октября 2013 года № 1155 // Российская газета. – 2013. – № 265.
3. Харько Т. Г., Воскобович В. В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет Сказочные лабиринты игры. – СПб. : ООО «РИВ», 2007.