Мишкина Татьяна
Мой ребенок не талантлив. Как опровергнуть этот миф?
▼ Скачать + Заказать документы
Мой ребенок не талантлив. Как опровергнуть этот миф
В нашем современном обществе не редко можно услышать фразу: «Я не творческая личность. Я не умею петь, танцевать, рисовать. Мне это не дано с рождения». Однако считать это утверждение верным является ошибкой. Каждый человек уникален и талантлив по-своему, но он может даже не догадываться об этом. Так давайте разберемся в данной теме с самого начала.
Публикация «Мой ребенок не талантлив, Как опровергнуть этот миф?» размещена в разделах
Все наши сомнения и неуверенности берут свой путь прямиком из детства. Многие считают, что маленький ребенок - это чистый лист, на котором родители и общество могут рисовать разными красками его будущую жизнь. Однако я смею предположить, что ребенок – это книга со многими скрытыми главами. И этими главами являются таланты человека. Общество и близкие люди могут просто пролистать эту книгу, а могут читать внимательно, раскрывая новые главы и воспитывая уверенную в себе и разностороннюю личность.
С самого рождения ребенок взаимодействует со своей семьей. Она для него и есть весь окружающий мир. Затем его кругозор расширяется, появляется детский сад и школа. Однако главной задачей данных учреждений является создание и оказание образовательных услуг, а не раскрытие творческого потенциала ребенка. Поэтому в наше время очень важно создание дополнительного образования, которое как раз и будет заниматься развитием творческих способностей детей.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получать возможность полноценной организации своего свободного времени. Организация творческой деятельности, где ребенок отступает от знакомых ему способов решения задач, познает мир самостоятельно, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, является главным методом в воспитании разносторонней личности.
В то же время немало важную роль играет возраст ребенка для развития творческих способностей. Дошкольный возраст отличается огромной впечатлительностью и восприимчивости ко всему новому. Очень важно не пропустить этот момент и предоставить все условия для развития творческого потенциала. Поэтому дополнительное образование должно присутствовать в жизни ребенка с самой начальной образовательной ступени – детского дошкольного учреждения.
Чем больше различных дополнительных занятий будет в детском дошкольном учреждении, тем продуктивнее будет происходить процесс развития творческого потенциала детей. Все дополнительные занятия должны разделяться по младшему и старшему дошкольному возрасту. Например, в нашем детском саду несколько видов дополнительных занятий:
• «Домисолька» – развитие музыкальных способностей,
• «Ритмопластика» – развитие физических способностей, чувства ритма,
• «Интеллектуальная мозаика» – развитие мышления, внимания, логики,
• «Акварелька» – развитие художественных умений детей,
• «Творческая мастерская «Академия сказок» – театрализованная деятельность детей.
• «Веселый этикет» – изучения правил поведения за столом, в общественных местах, в общении со взрослым и т. д.
За многолетний стаж работы воспитателем я проводила несколько видов дополнительных занятий. Однако в этой статье я хочу уделить особое внимание своему опыту работы по дополнительному образованию в художественном направлении.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития художественно-творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.
Программа дополнительного образования «Акварелька» разрабатывалась мной на 3 года для детей в возрасте от 4 до 7 лет. При создании данной программы было принято во внимание то, что не все дети могут легко и свободно нарисовать свои мысли и представления. Многие дошколята бояться изобразить задуманное или изображая, расстраиваются, что у них ничего не получается. Поэтому, за основу процесса создания изображений были взяты нетрадиционные методы рисования.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность. Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста использовались следующие техники: рисование пальчиками, рисование ватными палочками, тычок жесткой полусухой кистью, рисование ладошками, печать из картофеля или морковки и другие. В то же время с детьми среднего дошкольного возраста я использовала: отпечатки-картинки, оттиск поролоном, печать по трафарету, свеча и акварель, печать пластилином, восковые мелки + акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, рисование ватными палочками, штамп. А с детьми старшего дошкольного возраста осваивала более сложные нетрадиционные техники рисования: кляксография, рисование мятой бумагой, рисование мыльными пузырями, пластилинография, набрызг, рисование солью, граттаж, фроттаж, монотипия.
Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для детей. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованно, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения, создание необычной творческой атмосферы, способствующей непринуждённому восприятию окружающего мира.
Во время проведений дополнительных занятий можно заметить, что ребята, научившись рисовать с подручными материалами, легко, не боясь, начинают рисовать на занятиях по рисованию. Их работы отличаются разнообразием использования красок и манерой передачи заданной темы. В старшем дошкольном возрасте воображение дошкольников становится всё более активным. Творческое воображение приближается к творчеству взрослого человека и становится для ребенка значимой ценности. Чем интереснее будут условия, в которых будет происходить деятельность ребенка, тем быстрее будут развиваться его творческие способности.
Таким образом, важно расширять возможности для творчества ребенка, поддерживать и положительно оценивать результаты его творчества. Традиционное рисование научит малыша правильно обращаться с кисточкой, красками, карандашами и фломастерами, научит узнавать и рисовать разные формы, различать цвета. А нетрадиционные техники рисования помогут ему стать более творческим, эмоционально устойчивым, уверенным в своих способностях, инициативным. Главное, чтобы ребенок думал так : «Я рисую правильно, у меня все получается». И тогда все останутся довольны и взрослые и дети.
Преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых знаний в окружающем мире. Развивая творческий потенциал дошкольника как можно раньше, мы смело можем быть уверены, что в будущем вырастит уверенный, талантливый, уникальный, смелый и творческий человек.
Раскрывая новые главы книг наших детей сейчас, мы развиваем и создаем наше будущее!