Юлия Полторацкая
Значение сказки для развития ребенка как личности
▼ Скачать + Заказать документы
Значение сказки для развития ребенка как личности.
Сказка сама по себе не оставляет равнодушным ни одного человека. Ребенок чувствует тайну, заключенную в ней.
Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира велико. Она служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.
В данной статье мы рассмотрим, как важен фантастический мир сказок для развития ребенка, для становления его как личности.
Публикация «Значение сказки для развития ребенка как личности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Детство, детский возраст – это период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, которая способна взять ответственность за себя, своих близких и сверстников [4].
Дошкольный возраст, по словам В. С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками [2].
В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир постоянных вещей, овладевает употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывает потребность в изучении окружающего предметного мира. Таким образом, он открывает для себя относительность постоянства вещей.
В этот период через отношения со взрослыми интенсивно развивается способность отождествлять себя с другим человеком, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. К. Бюлер называл дошкольный возраст «возрастом сказок». Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Язык сказки доступен ребенку. Она проста и в то же время загадочна. Л. Ф. Обухова [4] отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через неё ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр., новыми понятиями. Поэтому сказка - это не только творчество, но и средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию.
Фантастический, загадочный мир всегда влечет к себе не только взрослых, но и привлекает внимание детей. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно здесь малыш черпает сведения о реальности, которую он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.
Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В ней постоянно происходят разнообразные превращения времени и пространства, которые позволяют ребенку обнаружить их существование и осознать свои взаимоотношения с ними.
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Она раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутреннее желание к содействию, к помощи и к защите. Они полностью или частично погружаются в ее невероятный мир.
В сказку прочно входят элементы фантастики. Как в фольклорной сказке, так и в литературной встречаются «говорящие» животные, вымышленные города и страны. А так как ребенок живет в придуманном мире, то через фантастические элементы ему легче познать мир реальный. Воображая себя «фантастическим героем», ребенок учится различать добро и зло, быть смелым и поступать справедливо.
Сказка имеет и глубокий исторический смысл. Например, вспомним сказку «Колобок». Колобок - это сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж олицетворяет трепетное отношение русского народа к хлебу, и его сакральное значение. А круглая форма Колобка, который к тому же катиться, олицетворяет солнце. А как мы помним из истории, славянский народ поклонялся богу Солнца – Ярило. Через фантастические элементы оживления героев, сказка легко воспринимается детьми, хотя в ней заложена важная культурно-историческая информация о нашем народе.
В сказках помимо основных действующих лиц, героя и его противника, немало и других персона-жей, каждому из которых присуще своё назначение в сюжетном действии. Домашние и дикие животные все-гда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу труд-ную работу, кошка и собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царе-вичу достать смерть Кощея и т. д. Разве это не фантастика? В реальной жизни мы такого вряд ли встретим. Они помогают преодолевать герою трудности. Этому же учим детей и мы. Но через сказочных, фантастиче-ских персонажей, их приключений детям легче понять и осознать происходящее, сделать вывод.
Нередко в сказках мы встречаем «чудесные предметы» : огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, скатерть-самобранку, гребень, щетку, ковер-самолет, волшебную воду и т. д. Чудесные свойства этих пред-метов заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес. С помощью них герой выполняет трудные поручения, избегает опасно-сти, хотя внешне это обычные бытовые предметы. Обратимся опять к истории. Желая избавить себя от бо-лезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож, огниво и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях. Она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов.
Культурно историческое наследие нашего народа, которое глубоко заложено в сказках, находит отражение и в настоящем времени. Прошла сотня лет, и мы видим летающие самолеты, в аптеках лекарства, помогающие нам лечить болезни. Нам остается только удивиться тому, как фантастическое, волшебное из мира сказок неотделимо от нашего настоящего, реального мира. Все сказочные образы героев, животных и «чудесных предметов», созданных народной фантазией, помогают нам, а особенно детям, осознать происходящее, различать добро и зло, быть смелым и поступать справедливо. Кроме того, сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребёнка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию и сочувствию. Поэтому, мы можем сказать, что сказка с ее фантастическим миром имеет ценное значение для развития ребенка как личности.