Лучший педагог года

Значение сказки для развития ребенка как личности

Юлия Полторацкая
Значение сказки для развития ребенка как личности
▼ Скачать + Заказать документы

Значение сказки для развития ребенка как личности.

Сказка сама по себе не оставляет равнодушным ни одного человека. Ребенок чувствует тайну, заключенную в ней.

Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира велико. Она служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.

В данной статье мы рассмотрим, как важен фантастический мир сказок для развития ребенка, для становления его как личности.

Публикация «Значение сказки для развития ребенка как личности» размещена в разделах

Детство, детский возраст – это период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, которая способна взять ответственность за себя, своих близких и сверстников [4].

Дошкольный возраст, по словам В. С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками [2].

В дошкольном возрасте ребенок осваивает мир постоянных вещей, овладевает употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывает потребность в изучении окружающего предметного мира. Таким образом, он открывает для себя относительность постоянства вещей.

В этот период через отношения со взрослыми интенсивно развивается способность отождествлять себя с другим человеком, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т. п. К. Бюлер называл дошкольный возраст «возрастом сказок». Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Язык сказки доступен ребенку. Она проста и в то же время загадочна. Л. Ф. Обухова [4] отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через неё ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр., новыми понятиями. Поэтому сказка - это не только творчество, но и средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию.

Фантастический, загадочный мир всегда влечет к себе не только взрослых, но и привлекает внимание детей. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает его и себя. Ведь именно здесь малыш черпает сведения о реальности, которую он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.

Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. В ней постоянно происходят разнообразные превращения времени и пространства, которые позволяют ребенку обнаружить их существование и осознать свои взаимоотношения с ними.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Она раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутреннее желание к содействию, к помощи и к защите. Они полностью или частично погружаются в ее невероятный мир.

В сказку прочно входят элементы фантастики. Как в фольклорной сказке, так и в литературной встречаются «говорящие» животные, вымышленные города и страны. А так как ребенок живет в придуманном мире, то через фантастические элементы ему легче познать мир реальный. Воображая себя «фантастическим героем», ребенок учится различать добро и зло, быть смелым и поступать справедливо.

Сказка имеет и глубокий исторический смысл. Например, вспомним сказку «Колобок». Колобок - это сказочный персонаж в виде пшеничного хлеба шарообразной формы, который сбегает от бабушки и дедушки, от разных зверей, но в конце съеден лисой. Этот персонаж олицетворяет трепетное отношение русского народа к хлебу, и его сакральное значение. А круглая форма Колобка, который к тому же катиться, олицетворяет солнце. А как мы помним из истории, славянский народ поклонялся богу Солнца – Ярило. Через фантастические элементы оживления героев, сказка легко воспринимается детьми, хотя в ней заложена важная культурно-историческая информация о нашем народе.

В сказках помимо основных действующих лиц, героя и его противника, немало и других персона-жей, каждому из которых присуще своё назначение в сюжетном действии. Домашние и дикие животные все-гда стоят на стороне героя: конь помогает победить змея, корова Буренушка выполняет за падчерицу труд-ную работу, кошка и собака возвращают похищенное царевной кольцо, медведь, волк, заяц помогают царе-вичу достать смерть Кощея и т. д. Разве это не фантастика? В реальной жизни мы такого вряд ли встретим. Они помогают преодолевать герою трудности. Этому же учим детей и мы. Но через сказочных, фантастиче-ских персонажей, их приключений детям легче понять и осознать происходящее, сделать вывод.

Нередко в сказках мы встречаем «чудесные предметы» : огниво, полотенце, иголку, зеркало, кольцо, скатерть-самобранку, гребень, щетку, ковер-самолет, волшебную воду и т. д. Чудесные свойства этих пред-метов заключены в их действии: скатерть кормит всех голодных, полотенце расстилается рекой, гребень превращается в непроходимый лес. С помощью них герой выполняет трудные поручения, избегает опасно-сти, хотя внешне это обычные бытовые предметы. Обратимся опять к истории. Желая избавить себя от бо-лезней и случайных опасностей, стремясь обеспечить удачу во всех делах, народное воображение наделяло магической функцией хлеб, воду, огонь, а также множество самых разнообразных предметов: полотенце, иголку, зеркало, кольцо, нож, огниво и др. Эта вера находит подтверждение в многочисленных обрядах и обычаях. Она своеобразно отразилась и в сказке о чудодейственных свойствах отдельных предметов.

Культурно историческое наследие нашего народа, которое глубоко заложено в сказках, находит отражение и в настоящем времени. Прошла сотня лет, и мы видим летающие самолеты, в аптеках лекарства, помогающие нам лечить болезни. Нам остается только удивиться тому, как фантастическое, волшебное из мира сказок неотделимо от нашего настоящего, реального мира. Все сказочные образы героев, животных и «чудесных предметов», созданных народной фантазией, помогают нам, а особенно детям, осознать происходящее, различать добро и зло, быть смелым и поступать справедливо. Кроме того, сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей ребёнка, она помогает ему взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию и сочувствию. Поэтому, мы можем сказать, что сказка с ее фантастическим миром имеет ценное значение для развития ребенка как личности.

Публикации по теме:

«Творчество, как один из показателей развития личности».«Творчество, как один из показателей развития личности». «Творчество – один из существенных показателей развития личности, а воображение – основа творческой деятельности». (А. Н. Леонтьев) Открытие.

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Значение подвижных игр в воспитании личностных качеств ребенка дошкольника Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет? Все.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Проект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития ребенка»Проект «Кормушка для пичужки». «Значение изготовления книжек — малышек для развития ребенка» В рамках реализации проекта «Кормушка для пичужки» детям и родителям наших воспитанников было предложено сделать книжки – малышки о зимующих.

Значение правового воспитания в жизни ребенка из личного опыта Ребенок приходит в мир беспомощным и беззаботным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Антуан де Сент – Экзюпери писал:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Значение сказки для развития ребенка как личности
Опубликовано: 10 ноября 2020 в 09:54
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Значение сказки для развития ребенка как личности» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Полторацкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД