Анастасия Ганжалавая
Консультация «Игровые обучающие ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
«Игровые обучающие ситуации»
Игра занимает центральное место в жизни дошкольника и является ведущим видом его деятельности. В игре ребёнок воспроизводит то, что ему доступно и понятно, это интересный для него способ общения, переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. [6]
Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения, которое признано важнейшим возрастным новообразованием, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребенка.
Публикация «Консультация „Игровые обучающие ситуации“» размещена в разделах
Именно поэтому игра является естественным путём обучения детей. А. В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Федеральный государственный образовательный стандарт указывает на необходимость в использовании при реализации программы форм специфических для детей дошкольного возраста видов деятельности- прежде всего-игры. [5, 7]
На современном этапе, единицей образовательного процесса педагоги рассматривают образовательную ситуацию. По определению Т. И. Бабаевой образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, обучения и воспитания. [2]
Образовательная ситуация имеет ряд особенностей:
протекает в конкретный временной период образовательной деятельности;
особенностью образовательных ситуаций является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка (продукты образовательной ситуации могут быть как материальными (рассказ, поделка, рисунок и др., так и нематериальными (новое знание, образ, отношение и т. д.). [1]
Взаимосвязь игры и обучения осуществляется путем создания в обучении воображаемой (условной) ситуации.
Игровые обучающие ситуации – это одна из форм совместной деятельности, позволяющая ребёнку получать знания в естественных для себя условиях. Навыки игрового общения, знания, которые будут приобретены в игровой обучающей ситуации, дети свободно перенесут и в самостоятельную деятельность.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры.
Наиважнейшая функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).
Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.
Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.
Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.
Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.
Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.
Известно четыре вида игровых обучающих ситуаций : ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы, ситуации-оценки.
В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.
Кроме того, успешно используются в образовательном процессе игровые ситуации-упражнения. Ребёнок в них не только слушает и наблюдает, но и активно общается. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных стратегий общения и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия.
Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их отработке и моделированию стратегии поведения в мире людей. В этих ситуациях взрослый привлекает внимание ребёнка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребёнок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать чувства других детей.
В подготовительной к школе группе используется ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.
Как показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом.
Взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости — уходить от неприятных ситуаций. Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для формирования навыков общения.
Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать конкретный языковой материал, специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. [4]
Игровые обучающие ситуации имеют следующие особенности:
сюжет короткий, несложный, построен на хорошо знакомых дошкольникам сказочных, литературных произведениях, жизненных событиях;
для неё специально организовывается пространство и предметная среда, подбираются необходимые игрушки и атрибутика;
все компоненты игровой обучающей ситуации направлены на реализацию дидактической цели и воспитательной задачи
От 5 до 7 лет у ребенка возникает потребность в самовыражении. Поэтому образовательные ситуации должны усложняться (для решения основной проблемы нужно решить несколько более мелких ситуаций). Ребенок должен иметь возможность аккумулировать весь свой опыт общения, выразить, показать свои способности, возможности. [3]
Таким образом игровая обучающая ситуация является эффективной формой организации общения детей. Использование игровых обучающих ситуаций формирует заинтересованное отношение детей к содержанию общения, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждого ребенка, помогает ему почувствовать собственные возможности общения и обрести уверенность в себе, способствует формированию навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Список литературы:
1. Вербенец А. М. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной общеобразовательной программе «Детство» / А. М. Вербенец, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 272 с.
2. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб: Питер, 2013. — 464 с.
3. Деркунская В. А. Игровая образовательная деятельность дошкольников. / В. А. Деркунская, А. А. Ошкина – М. : Центр педагогического образования, 2013. – 368 с.
4. Ельцова О. М. Терехова А. Н. Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками / О. М. Ельцова, А. Н. Терехова // Начальная школа + До и после. - 2011. - №1. – С. 84-89.
5. Кукушкина А. Г. Методика организации игры: учебно-методическое пособие / А. Г. Кукушкина. - Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2013. – 301 с.
6. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко. - М. : Юрайт, 2013. - 567 c.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.