Мангутова Асия Аббасовна
Статья на тему: «Игра в педагогических задачах и ситуациях с национально — региональным содержанием»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Игра в педагогических задачах и ситуациях с национально – региональным содержанием»
Мангутова Асия
Аналитическое обследование. Народная игра является традиционным средством воспитания. Она отражает образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве (ролевые игры); стремление обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений (подвижные игры). Она способствует развитию смекалки, выдержки, творческой выдумки, находчивости. Народная игра позволяет довести до воспитанников национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка. В процессе игры у детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре своего и другого народа, создаётся эмоционально положительная основа для воспитания толерантного поведения, межкультурного общения.
Публикация «Статья на тему: „Игра в педагогических задачах и ситуациях с национально — региональным содержанием“» размещена в разделах
В последнее время наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур, что связано с вынужденным переселением, обусловленными экстремальными ситуациями, происходящими как в нашей стране, так и в целом мире.
По содержанию все народные игры доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют познанию самого себя, создают условия для самовыражения, самореализации. Вглядываясь в тот или иной образ (ролевые игры – «Гуси - лебеди», «Коршун и наседка» и др., выполняют ту или иную («Дочки - матери», «Магазин», игроки приобретают определённый опыт поведения, способы действия и защиты самого себя, других. Большое воспитательное значение имеют правила игры. Они определяют ход игры, регулируют роли игроков (в одной и той же игре один и тот же ребёнок может быть ведомым и ведущим – «Палочка - выручалочка», «Лапта» и др., их действие (какие действия в процессе игры запрещаются – например, применение физической силы и т. п., что, бесспорно, содействует выработки воли, выдержки, склонность понять другого.
Проблема психологической основы игры широко освещена в работах А. Н Леонтьева, Д. Б. Эльконина.
Игра – характерная для детей деятельность и средство его развития. Она тесно связана с фантазией, основа которой является не реальный, а воображаемый мир. Фантазия же является основой развития воображения, а воображение тесно связано с творчеством. Игра способствует подготовке детей к самостоятельной жизнедеятельности (ролевые игры, творческому развитию (конструирование, физическому развитию (подвижные игры).
На ранних этапах развития общества понятия игры, в том смысле, как мы определяем её сейчас, не существовало. Дети в то время быстро взрослели, и «игрой» у них была конкретная деятельность, как у взрослых. Они делали, обучались (подражали) всему, что делают взрослые, хотя у них неважно это получалось. Эта ситуация была обусловлена простотой мира, науки и общества.
С развитием науки и прогресса возникла необходимость в серьёзном обучении, появились сложные социальные отношения между людьми, а следовательно, и проблемы в развитии детей. Теперь, чтобы освоиться в этом мире ребёнок, прибегает к понятию роли, с помощью которой можно быть кем угодно без опасения для жизни. И при этом он упражняется в ловкости, меткости и др.
Игра даёт свободу человеку, перерыв в повседневности, выход в другое состояние души, порядок (систему правил в игре абсолютна и несомненна, компенсацию, нейтрализацию недостатков деятельности, возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки, развитие воображения, ума и остроумия, радость общения с единомышленниками. Она способствует выработке умения ориентироваться в реальных жизненных ситуациях.
Успешность её влияния на рост ребёнка возрастает, если игра протекает в стихии воображения; оставаясь игрой, она становится для ребёнка работой; если ребёнок знает, как играть и чем играть; если материал игры способствует росту ребёнка и не превращается в забаву или механическое занятие; если поддерживается самостоятельность ребёнка в игре.