Елена Фролова
Формирование экологической культуры подрастающего поколения: что я как педагог могу сделать
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Формирование экологической культуры подрастающего поколения : что я как педагог могу сделать?» Я молодой педагог. Часто сталкиваюсь с недоброжелательным отношением детей к живой природе: весной, когда на лужайках появляются первые одуванчики, дети рвут их без меры и тут же бросают на асфальт, под равнодушные улыбки родителей; или прикармливая голубей, хватают их, так, что перья летят… Поэтому и остаётся актуальным вопрос о воспитании экологической культуры детей. Острота этой проблемы вызвана ещё и реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта экологических и биологических закономерностей, интенсивным ростом народонаселения планеты. Нужно ли именно в дошкольном возрасте начинать деятельность по экологическому воспитанию? Экологическое образование и воспитание должны начинаться как можно раньше – в дошкольном возрасте. в это время происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии ребенка – формирование личности. Всё вокруг развивается и совершенствуется. Каким будет будущее, во многом зависит от нас, взрослых - педагогов, родителей и от тех основ, которые мы заложили в сознание детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Публикация «Формирование экологической культуры подрастающего поколения: что я как педагог могу сделать» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Я считаю очень важным сформировать у детей желание самостоятельно изучать природу. Способствует этому создание разнообразной среды экологического направления : создание на территории дошкольного учреждения тематических площадок, природоэкологических объектов. Одним из таких объектов в нашем в детском саду является «экологическая тропа». Главное назначение экологической тропы для детей деятельностноигровое. Мы выделили интересные объекты тропы, составили план маршрута. Одна из остановок нашей экологической тропы, альпийская горка – сочетание камней и цветов. Детям нравится наблюдать за ними: рассматривать, определять дикорастущие и культурные, ухаживать. Прогулки по экологической тропе в сочетании с художественным словом оказывают положительное влияние на эмоциональное состояние детей. Особенно привлекают детей такие формы экологической деятельности, как тематические прогулки, экскурсии, походы. Подведение итогов после каждого путешествия у нас включает в себя устный рассказ, различные творческие работы: рисунки, аппликации, поделки из пластилина, природного и бросового материала и т. д. Очень увлекательны для детей экспериментирование. Эти методы способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, любознательность. Родители не остаются равнодушными к проведению конкурсов, выставок. Они вместе с детьми готовят поделки из природного материала, участвуют в оформлении костюмов, украшений к праздникам. Участие каждой семьи не остаё тся у нас без внимания: взрослые и дети награждаются подарками, благодарственными письмами. Важнейшим условием эффективности работы с родителями является понимание ими необходимости нравственного и экологического воспитания. Я постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Результат проведённой работы оказался положительным. Изменилось отношение детей к объектам природы: приходя в детский сад, дети самостоятельно обращаются к уголку природы – рассматривают черепаху, поливают цветы, отмечают состояние погоды в календаре. У детей появилось чувство ответственности за живые объекты, желание заботиться о растениях, беречь всё живое. Выходя на площадку, дети замечают изменения в окружающей их среде: опавшие листья и ветки; с каких деревьев их упало больше; какие цветы расцвели, а какие увяли; прислушиваются к пению птиц; в тёплое время года наблюдают за насекомыми, проявляя к ним доброжелательное отношение. Я почувствовала живой интерес со стороны детей, а значит наша совместная деятельность не прошла бесследно. В заключении хочу сделать вывод : показателем эффективности экологического воспитания и образования является не только знание и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения своей местности. В этом велика роль взрослого, который своим отношением и примером оказывает сильное воздействие на личность ребенка.