Ольга Столярова
Безопасность дорожного движения. Успешная социализация дошкольников в современном мире
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасное поведения детей на дорогах зависит от уровня культуры поведения взрослых. Чем раньше начать готовить детей к встрече с городским движением, с улицей, приучать обращаться к старшим за помощью, правильно реагировать на создавшуюся ситуацию, тем выше вероятность оградить их от опасности. Тяга к открытиям, любознательность, детская наивность и непосредственность, а так же недостаточный надзор со стороны взрослых приводит к высокому риску ДДТТ.
Публикация «Безопасность дорожного движения, Успешная социализация дошкольников в современном мире» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Защитная психологическая реакция на дорожную обстановку у дошкольников недостаточная, либо совсем отсутствует, дошкльники не умеют управлять своим поведением. Поэтому, необходимо с самого раннего возраста формировать базовые знания и безопасные модели поведения на дорогах, а так же формирование устойчивых стереотипов правильного поведения; умений и навыков распознавания и оценки опасностей на дорогах.
Важную роль в приобретении опыта социальных отношений и освоение новых социальных ролей имеют детские общественные организации.
Цель проекта: способствовать формированию культуры безопасного участия дошкольников и их родителей в дорожном движении и распространению лучших инновационных образовательных практик в области профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Для реализации цели определили задачи:
— формирование базовых знаний и безопасных моделей поведения на дорогах у юных участников дорожного движения.
— формирование устойчивых стереотипов законопослушного поведения, умений и навыков распознавания и оценки опасностей на дорогах.
Работа в данном направлении основывается на принципах:
– принцип индивидуального и дифференциированного подхода, предполагает учет личностных особенностей детей, их психологического и физического развития. На основе этого принципа воспитать у дошкольников положительные привычки, приучать к дисциплине, культуре в сфере дорожного движения.
– принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей.
– принцип взаимодействия «дети — дорожная среда».Чем меньше возраст, тем легче формировать у детей социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной (словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин и т. д. Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.
– принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствий (ДТП) Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде;
– принцип социальной безопасности Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения
– принцип самоорганизации. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правила. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен воспитывать не только обучающихся, но и их родителей.
Актуальность проекта: начальная диагностика показала низкий уровень культуры безопасного участия дошкольников и их родителей в дорожном движении.
Особое значение в проекте уделяется роли семьи, в формировании культуры безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста. Многие мероприятия проекта будут проводиться совместно с семьями. Комплекс мероприятий в рамках проекта разработан на основе и с привлечением информационных и дидактических материалов, образовательных событий, в результате которых родители получают информационную поддержку и готовые решения для развития навыков безопасного поведения детей на дорогах : памятки, игры, тесты, развивающие материалы и образовательные события; дети - правила и базовые навыки безопасного поведения на дорогах в доступной и интересной форме, подарки, развивающие задания.
Следующий шаг – погружение в развивающую предметно-пространственную среду, включающую:
- теоретические знания и понятия;
- игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры, подвижные и настольные игры, моделирование ситуаций;
- практическую отработку координации движений, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Основной элемент занятий с детьми — игровая педагогика с ролевым моделированием и тренировкой алгоритмов безопасного поведения в реальных ситуациях.
В совместной деятельности педагогов и инспектора разработан познавательный курс для родителей с целью консультаций по проблемам формирования культуры безопасного участия дошкольников и родителей в дорожном движении :
- консультируем и даем готовые решения, а не учим;
- обосновываем возрастные особенности детей и специфику их поведения на дорогах, особенности реакции и внимания;
- даем конкретные примеры и лайфхаки о том, как обучать ребенка безопасному поведению в игре, в быту и в дороге;
- формируем культуру и навыки безопасного поведения, а не обучаем правилам дорожного движения;
- развиваем отношения с родителем как с партнером, играющим ключевую роль в воспитании культуры безопасного поведения у дошкольников;
- проводим социально- тематические акции и др.
Инновационная деятельность откроет новые возможности для всех участников нашего проекта. Возможности ребенка — выпускника:
Уметь:
осознанно и внимательно переходить дорогу в сопровождении родителей по сигналам светофора и пешеходным переходам в соответствии со знаками;
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуарах, при движении группой, в общественном транспорте, при езде на детском велосипеде, самокате, роликовых коньках;
правильно отреагировать в опасной ситуации.
Возможности родителя:
знать и успешно демонстрировать образец безопасного поведения для своего ребенка;
знать обо всех требованиях к пассивной безопасности;
знать, что делать в экстренных и нестандартных ситуациях;
осознать необходимость быть в курсе изменений и новшеств в ПДД
Возможности педагога:
- Повышать качество воспитательно-образовательной работы
- Разрабатывать и внедрять инновационные программы
Предполагаемым результатом проекта станет повышение уровня общей культуры безопасного участия в дорожном движении, а как следствие — уменьшение числа ДТП, в том числе с участием детей.
На базе нашего ДОУ активно действует муниципальная инновационная площадка по теме: «Формирование у дошкольников модели безопасного поведения на дороге посредством деятельности Отряда юных инспекторов движения (ЮИД). Задачами которой является способствовать:
• формированию устойчивых стереотипов законопослушного поведения, умений и навыков распознавания и оценки опасностей на дорогах;
• вовлечению детей в отряды ЮИД, привлечение их к участию в пропаганде безопасности дорожного движения;
• воспитанию положительных морально-волевых качеств личности через разнообразные виды деятельности;
• формированию положительной мотивации к принципам здорового образа жизни. сознательного, ответственного отношения к вопросу личной безопасности и безопасности окружающих, обучению старших дошкольников помогать младшим.
Перед тем, как пойти в школу, дошкольники должны уметь ориентироваться в транспортной среде, предвидеть разные ситуации, верно утанавливать место, для безопасного перехода проезжей части. Для достижения желаемых результатов необходимо обучать дошкольников ПДД не только в учебное время, но и во всех видах детской деятельности (прогулках, играх, наблюдениях, творческой и коммуникативной деятельности).
И только в результате целенаправленной, совместной, систематичной работы, полученные дошкольниками знания и усвоенные правила, станут нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.