Нина Митрофанова
Адаптация ребёнка, раннего возраста, к условиям многообразия современного мира
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена проблемам адаптации. Способом решения адаптационных проблем.
Адаптация – процесс вхождения ребёнка в определённую среду, детский сад, и приспособление к его условиям. Это активный процесс, приводящий или к позитивным результатам, таким как адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики или к негативным, таким как стресс.
Публикация «Адаптация ребёнка, раннего возраста, к условиям многообразия современного мира» размещена в разделах
С поступлением ребёнка в детский сад в его жизни происходит ряд изменений: чёткое и безукоризненное соблюдение режима дня, отсутствие близких, постоянный контакт со сверстниками. Приспособление к новым условиям требует разрушения некоторых сложившихся ранее связей и образование новых. Это очень сложный период для ребёнка, родителей и персонала детского сада. Особого внимания требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из знакомого им, с раннего детства, семейного мира в мир социальных контактов.
Для успешной адаптации я использую следующие правила:
1. Устраиваю день открытых дверей, где малыш входит в группу вместе с мамой, играет, посещает туалетную комнату, садится за стол.
2. Анкетирование родителей, об индивидуальных особенностях ребёнка.
3. Предметно-развивающую среду обогащаю всевозможными игрушками: каталками, музыкальными, заводными и т. д.
Индивидуальные беседы с каждым родителем.
В своей группе я знакомилась с родителями и первым моим вопросом был: «Как ребёнок остаётся с другими людьми?» (бабушкой, тётей, дедушкой, няней.) поскольку были случаи, что ребёнок плохо оставался с родными бабушкой и дедушкой. Тогда маме предлагается первые два дня побыть в группе вместе с ребёнком, посадила его кушать, сводила в туалет, показала игрушки. Затем ребёнок остаётся в группе без мамы, на два часа, однако многие малыши заряжают своим плачем, напоминанием о маме, и слёз не избежать. Через некоторое время ребёнок заигрывается и не хочет уходить, тогда ребёнка оставляем на длительное время, на прогулку, обед и даже сон. При плавном протекании адаптационного периода на него уходит в среднем две-три недели.
Был случай когда девочка боялась большого скопления детей, т. е. ребёнок заходил в группу и плакал. Жалась в уголок, я с ней беседую всё нормально, занимаю игрой, но стоило кому-нибудь из детей подойти к ней она заливалась плачем. Пришлось обзавестись дополнительным маленьким столиком и поставить его в отдельном закутке, наложить игрушек (пирамидок, шнуровку) и поставить корзинку с ручками. Девочка утром приходила, садилась за свой столик, через два дня стала складывать свои игрушки в корзинку и потихоньку выходить к детям.
Постоянно беседую с родителями, разъясняю, что такое адаптация, каковы её особенности, даю рекомендации как им себя вести.
Наблюдала и такой случай: мальчик не хотел заходить в группу. В садик шёл с удовольствием, но дальше раздевалки не двигался, сидел воле своего шкафа и сторожил свои вещи. Вещи заносили в группу, всё равно не шел.
Поставили ящик с игрушками в раздевалке. Затем постепенно его передвигали в группу. Через две недели ребёнок уже заходил в группу.
Сталкивалась и с такой проблемой: дети не садились за стол, одного сажаешь, другой убегает. Сдвинула столы вместе и всех сажала за один стол.
На блюдца раскладывали яблоки, печенье. Дети стали садиться за стол, через неделю столы раздвинула и каждого ребёнка посадила за свой стол.
Один мальчик не играл в группе сидел на одном месте и плакал, звал маму.
Вместе с мамой решили, что к нему будет приходить «Фея шкафчика», с ребёнком беседовала мама и я, объясняли, что зайдёшь побудешь в группе, поиграешь, а потом пойдёшь домой, а в шкафчике тебе фея оставит сюрприз (машинку, свистульку, конфетку и т. д.) . мама заранее накупила мелких сувенирчиков и постепенно подкладывала в шкафчик.
В адаптационный период самое главное создать благоприятный микроклимат в группе, в основу которого заложены взаимопонимание и сотрудничество всех участников педагогического процесса: воспитателей, детей, родителей. Это трудный период для ребёнка и очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в саду ребёнок чувствовал поддержку близких людей – родителей.