Шагалова Елена
Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольник – это ребенок «почемучка». Ребенок «почемучка» - это исследователь. Незабываемые, прекрасные минуты духовного и физического здоровья, отдыха, дарит природа ребенку. Осваивая правила поведения в природе на отдыхе, собирая грибы, ягоды, лекарственные растения, где дети учатся быть хозяевами своего дома. Задача взрослого заботиться и следить за тем, что с раннего возраста ребенок должен сочувственно, гуманно относиться к любой форме жизни, заботиться обо всем, что вокруг него, уметь беречь не только свою любимую игрушку, а также что его окружает в природе и все красивое и интересное.
Публикация «Значение использования дидактических пособий в развитии экологических знаний старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы знаем, что в дошкольном возрасте преобладает образное мышление, поэтому формирование представлений о природе проходит особенно успешно, если использовать различные формы наглядного дидактического материала. Это могут быть разнообразные демонстрационные картины, раздаточный дидактический материал, мультмидийные презентации, дидактические слайды, репродукции картин, диафильмы и видеофильмы, дидактические тетради. Что позволяет воспитателю сделать образным его объяснения, чтение познавательной и художественной литературы, что помогает ребенку показать то, что стоит за словом и не доступно для наблюдения. [3].
В ходе непосредственных наблюдений, наглядные дидактические пособия помогают уточнить и закрепить представления детей об объектах, предметах, явлениях природы, которые не всегда можно увидеть в данный момент или невозможно. В процессе использования наглядных дидактических пособий, можно знакомить детей с протеканием длительных явлений в природе, т. к. сезонные изменения в природе. Обобщение знаний детей природоведческого содержания, способствует использование дидактических пособий. [2].
Необходимо сказать и о значении наглядных дидактических пособий для эстетического развития детей. Использование репродукций картин, просмотр различных кинофильмов или видеофильмов имеет особое значение. Интерес к явлениям и объектам природы, развивает познавательную активность детей, через использования дидактических пособий. Чтобы выполнить все эти задачи с положительным результатом к дидактическим пособиям предъявляются определенные требования, таки как ясность замысла художника, реалистичность изображения явлений и предметов, художественная выразительность материала, которая представлена в единстве с содержанием и его познавательной ценностью.
Каждый детский сад и отдельные воспитатели имеют различные дидактические пособия, которые правдиво и разнообразно отражают природу: фотографии, картинки, календари природы, использование репродукций произведений известных художников. Все эти дидактические пособия могут быть использованы самым разнообразным способом в работе с детьми. Для формирования у детей новых представлений и уточнения которые есть можно использовать рассматривания, рассказывания, различные беседы, игр-путешествий, оформлять выставки, а также проведения досугов и для самостоятельной работы. Картинки для календарей природы играют большую роль, где изображены разнообразные атмосферные явления, и их можно использовать, для фиксации наблюдений за погодой. [2].
В системе экологического образования дошкольников особое значение и место занимают разнообразные дидактические пособия. Например, дидактические тетради и лэпбук, которые используются в процессе экологического обучения детей. Через разнообразные элементы познавательного характера, с которыми взаимодействуют дети, происходят опосредованно новые знания. У детей конкретизируются, закрепляются, расширяются, уточняются и систематизируются имеющиеся у них представления о природе при использовании дидактических пособий [1].
Лэпбук представляет собой мини-книжку или папку-раскладушку, в которой систематизированы знания по какой-то теме. Темы лэпбука могут быть узкими, такие как «Листья», «Собаки», «Ягоды» или широкими: «Погода», «Животные», «Осень» и т. д. В лэпбуке много разнообразных конвертиков и кармашков, в которых содержится необходимый систематизированный материал, и могут быть иллюстрации для изучения и закрепления знаний по какой – либо теме. Лэпбук помогает детям быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Лэпбук является тематическим, так и дидактическим пособием. Он должен иметь четкую структуру и яркое оформление. В идеале лэпбук может разрабатываться специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний. Возраст ребенка для начала работы с лэпбуком – 5 лет. Изготовление лэпбука очень хорошо будет осуществляться совместно с детьми и тогда некоторую информацию они могут запомнить в процессе его изготовления. В ходе работы с дидактическим материалом дети выполняют различные задания, проводят наблюдения, изучают и закрепляют экологические представления. Лэпбук является итоговым результатом совместной работы взрослого с детьми по разнообразным темам. Чтобы изготовить лэпбук этому предшествуют различные виды занятий и игр, обыгрывание и обсуждение сложных вопросов, выполнение исследовательских заданий. Имея впоследствии его под рукой, любой ребенок может актуализировать свои знания по той или иной теме. В таком случае дети будут готовы к изготовлению лэпбука вместе с воспитателем. Поэтому лэпбук действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.
Дидактические тетради используются для закрепления материала, а также для более эффективного усвоения знаний по экологическому воспитанию. Дидактические тетради являются важным способом развития детской памяти. Поэтому, чем более доступными, удобными, красочными и качественными будут дидактические тетради, тем лучше ребенок усвоит программный материал. Так как наглядность обладает свойством притягивания детского внимания и сосредоточения его на чем-то одном, это способствует быстрому и прочному закреплению материала. Дидактические тетради могут быть полезны не только воспитателям детского сада, но и родителям, чтобы они смогли развивать своего ребенка дома самостоятельно. Родители смогут играть в познавательные игры с детьми, что хорошо скажется на познавательном развитии ребенка.
Вместе с тем дидактические пособия оказывают большое значение на развитие различные мыслительных операций, таких как обобщение, сравнение, классификация и прочие. Развивают у детей восприятие, внимание, память[4]. Дидактические пособия можно использовать для закрепления знаний, которые получили дети во время наблюдений за сезонными явлениями на прогулке, так и в ходе организованной образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы. Дидактические пособия оказывают влияние эффективнее и быстрее, если их рассматривать и использовать, употребляя правильные обозначения-термины, которые даются доступные пояснения содержания при этом исключить уменьшительно-ласкательные формы и обороты речи, при этом формируются реалистические представления о природе. При проведении дидактических игр, упражнений, при создании проблемных образовательных ситуаций, можно использовать разнообразные дидактические наглядные пособия [3].
Познавательные видеофильмы оставляют яркие впечатления у детей. Необходимо, чтобы в детском саду имелись в фонотеке различные музыкальные произведения, как классические, детские так и современные, которые отражали бы мир природы, её явления и конечно деятельность людей. Является важным условием полноценного экологического образования детей в детском саду, это наличие разнообразных дидактических пособий, художественных произведений, которые содержательно и эмоционально отражают объекты и образы природы. Положительных результатов в работе экологического образования можно достичь только в результате комплексного использования наглядных и дидактических пособий. Содержание работы реализуется через создание различных проблемных ситуаций во взаимоотношениях с природой, ситуаций оценки и прогнозирования последствий поведения человека в природе и свободного выбора ребенка своего отношения к природе, в соответствии комплексного использования наглядных и дидактических пособий[4].
Период дошкольного детства играет особую роль в экологическом образовании и воспитании, где закладываются основы мировоззрения человека, формируя у детей их отношение к природе и всему окружающему миру. Начальное ощущение окружающего мира складывается на этапе дошкольного детства, когда ребенок накапливает знания о разных формах жизни, получает первые эмоциональные впечатления о природе[1]. Основной частью использования дидактических пособий состоит в формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практического отношения к окружающей среде, к своему здоровью на основе единства чувственного и социального окружения человека. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать вывод. В дошкольный период формируются первоосновы экологического сознания, образования, культуры, при условии, если взрослые сами обладают экологическими знаниями : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по этому поводу, умеют показать маленькому ребенку мир природы и помогут наладить взаимоотношения с ним.
Литература
1. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании// Дошкольное воспитание. 2010. №7. С. 70-73.
2. Рыжова Н. А. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников// Дошкольное воспитание. 1998.№7. С. 26-34.
3. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2011
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика- Синтез, 2015.