Елена Богословская
5 базовых принципов в работе с педагогами (из опыта работы)
Мои 5 базовых принципов в работе с педагогами
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 105
Богословская Елена Борисовна
1. Корректность и уважение к личности.
У каждого человека есть свое понятие данного социокультурного феномена. В уважении нуждаются как младенцы, так и люди почтенного возраста, эта базовая потребность дает человеку ощущение нужности и значимости себя в своей семье, профессии, социуме.
Что такое уважение – это признание прав, достоинств, умение видеть и учитывать границы, личные особенности другого человека.
Как проявляется уважение?
Публикация «5 базовых принципов в работе с педагогами (из опыта работы)» размещена в разделах
-выражение благодарности – простое действие, обладающее мощной силой и не отнимающее много времени;
-комплименты и выражение восхищения (искреннее);
-умение ставить себя на место другого;
-выполнение данных обещаний;
-умение выслушать до конца, не перебивая;
-если имеет место критика, она не направлена на унижение личности, а лишь на конкретные промахи в деле или поступке.
2. Беспристрастность в оценке работы педагогов (т. е. моя точка зрения, не имеет отношения к личным чувствам и объективна).
Для объективного оценивания необходимо выработать и соблюдать требования к оценке труда педагога, а именно:
- оценка должна осуществляться на основе четких, понятных критериев;
- оценивание должно быть системным;
- оценивание не должно затрагивать личностных качеств педагога;
- использовать эффективный выбор форм и способов оценивания;
- содержание оценивания должно отражать отслеживание процессов и результатов усвоения и на основе количественных показателей;
- оценка должна способствовать успешному продвижению педагога в профессиональной деятельности.
В настоящее время задачу оценки педагога связывают с понятием «эффективность». Результативный компонент эффективности - это прямые результаты работы - обученность и воспитанность учащихся. Личностный компонент эффективности - это особенности развития личности педагога, его профессионализма.
Как решаем эту задачу мы:
- В нашем учреждении действует эффективный контракт с педагогами,
- Есть приложение с критериями эффективности
- Педагоги делятся своим опытом в мессенджерах
- 2 раза в год педагоги представляют портфолио о проделанной работе, опираясь на критерии оценки.
3. Педагогическое мастерство достигается постепенно и систематически.
Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Необходимо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.
«Все в нашем педагогическом деле, — пишет профессор Ю. П. Азаров, — в конечном счете решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству!»
Мастерство педагога выражается прежде всего в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.
4. Саморазвитие. Заинтересованный и разносторонне развитый педагог априори воспитывает заинтересованных детей (т. е. воспитывай и развивай себя и твое окружение будет таким же)
«Не воспитывайте детей – все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя» – гласит английская пословица. И с ней нельзя не согласиться.
Саморазвития педагога всегда актуально, так как речь идет о развитии личности человека, а личность всегда несет отпечаток той эпохи, того времени, того общества, в котором живет человек. Поэтому каждое изменение в обществе отражается на содержании саморазвития педагогов, расставляя каждый раз новые акценты и приоритеты. В то же время, саморазвитие педагогов, в силу их профессии, не проходит и для самого общества бесследно – так или иначе, его результаты отражаются на обучающихся, с которыми работают педагоги, и эти обучающиеся уже потом, спустя некоторое время, начинают составлять новое современное общество, уже далее влияя на других людей.
Что педагог для себя делает?
Посещает Курсы и тренинги, Читает Книги, статьи, Получает Обратная связь от окружающих + саморефлексия.
5. Не боятся сделать ошибку и признать ее (т. е отсутствие страха и признание свое неправоты).
Как бы это банально ни звучало, надо признать тот факт, что ошибки — это нормально, это часть человеческой сущности. Ошибки — это наши уроки. Все, кто учился хоть чему-нибудь, помнят что это часть образовательного процесса. Когда мы учимся ходить — мы падаем, когда мы учимся бегать — мы разбиваем колени. Мало кто, научившись водить, хоть раз не царапал машину, мало кто, пытаясь построить отношения, хоть раз не чувствовал боли.
Больше всего в принятии ошибок людям мешает гордыня. Люди боятся выглядеть меньше, слабее.
На мой взгляд ошибки ни в коем случае не уничижают меня, напротив, их принятие говорит о зрелости моего подхода к решению проблем и моей способности что-то корректировать и менять.